Подозрительные совпадения и публикация похожих госзакупок в один день

Подозрительные совпадения и публикация похожих госзакупок в один день
Подозрительные совпадения и публикация похожих госзакупок в один день
7 декабря 2018, 17:46ОбществоФото: ИА "Бел.Ру"
На портале государственных закупок периодически появляются заказы с разными номерами, но наименованием идентичных услуг. Публикуются они, как правило, в один день.

Такие закупки показались подозрительными, и корреспонденты ИА «Бел.Ру» решили разобраться в теме.

Подозрительные совпадения

Одними из первых внимание корреспондентов ИА «Бел.Ру» привлекли закупки АО «Оскольские дороги». Так, 14 ноября организация разместила два запроса котировок на поставку горюче-смазочных материалов с номерами лотов № 31807147667 и № 31807147715. Максимальная цена контракта в обоих случаях 495 000 рублей. Дата и время окончания подачи заявок, выбор победителя и срок предоставления документов у этих закупок одинаковые. Идентичные и требования контрактов: поставить надо 9 тысяч литров дизельного топлива пятого экологического класса. Товар должен соответствовать ГОСТ Р 52368-2005 или ГОСТ 32511-2013. Примечательно, что в обоих проектах контрактов допущены одни и те же орфографические ошибки в одних и тех же подпунктах в договоре, например, «3.2.2.Предоставлять ёмкости для прима ГСМ от Поставщика» (авторское написание сохранено – прим. ред.).

Другие четыре запроса котировок АО «Оскольские дороги» разместило 21 ноября. Лоты № 31807177537, № 31807177518, № 31807177497 и № 31807177445 на портале госзакупок были размещены для приобретения битума. Начальная цена контракта во всех четырёх случаях 499 950 рублей. За эти деньги предприятие готово приобрести четыре партии битума (по одной на каждую из закупок) по 24,75 т. В этих четырёх закупках тоже одинаковые дата и время окончания подачи заявок, а также срок предоставления документов. Выбор победителя состоялся 30 ноября. В запросе котировок № 31807177537, № 31807177518, № 31807177497 и № 31807177445 участвовали две компании ООО «Промбит» и ООО ТК «ТрансКом». В названных четырёх закупках победило ООО «Промбит». Фирма предложила выполнить все четыре заказа за одинаковую стоимость – цена одного контракта 490 050 рублей. ООО ТК «ТрансКом» для названных четырёх котировок предлагало тоже одну цифру контракта – 492 525 рублей.

К слову, АО «Оскольские дороги» за последние три месяца ещё дважды выставляли в день по четыре, словно клонированные, закупки на покупку такого же объёма битума: 26 октября под номерами № 31807071494, № 31807071591, № 31807071619 и № 31807071662, а 16 октября – № 31807029284, № 31807029253, № 31807029205 и № 31807029154 – на те же 499 950 рублей и соответственно 24,75 т битума. Во всех закупках победила организация ООО «Промбит».

В конце сентября, 29 числа, фирма «Оскольские дороги» разместила две закупки № 31806960785 и № 31806960832 на 499 800 рублей. По условиям подрядчик должен был поставить строительные материалы – щебёночно-песчаную смесь из кристаллических сланцев в объёме 714 т. В обеих закупках победило АО «МаВР-Белгород».

В информационных картах всех перечисленных закупок значится, что источником финансирования выступают средства акционерного общества.

Другие закупки, которые привлекли внимание корреспондентов ИА «Бел.Ру», – в сфере здравоохранения. Департамент здравоохранения и социальной защиты населения разместил четыре лота № 0126200000218000082, № 0126200000218000083, № 0126200000218000084 и № 0126200000218000085 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения «Вакцина для профилактики гриппа [инактивированная] на 2019 год». Цена каждого из контрактов 499 197,60 рубля. Закупка № 82 не получила поставщика: «По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки. Запрос котировок признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 77 Федерального закона № 44-ФЗ», три другие выиграла компания ООО «Мединторг СПб». Фирма предложила выполнить три заказа по одинаковой цене 465 276 рублей.

В ответе на запрос в областном департаменте здравоохранения и соцзащиты пояснили, что вакцины закупались для четырёх разных медучреждений: городской поликлиники № 4 Белгорода, МЦ «РЕЗЕРВ», городской больницы № 2 Белгорода и городской клинической больницы № 1 Белгорода.

Вакцины имеют небольшой срок годности, требуют особых условий транспортирования с соблюдением определённого температурного режима (при температуре от 2 до 8 °С в условиях, исключающих замораживание). Вероятно, эти факторы ограничивают круг лиц, занимающихся их поставками.из ответа департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области на запрос ИА «Бел.Ру»

Закупки № 0126200003418000034, № 0126200003418000035, № 0126200003418000036 и № 0126200003418000037 были размещены на портале «Госзакупки» для поставки новогодних подарков на Губернаторскую ёлку 2019 года. Все вышеперечисленные закупки размещены в один день, имеют одинаковое количество наборов в размере 1 000 штук за исключением закупки № 0126200003418000037, где требовалось закупить 200 наборов. Кроме того, у всех закупок одинаковая максимальная цена контракта – 430 950 рублей (за исключением закупки № 0126200003418000037 с начальной ценой контракта 86 190 рублей), то есть 430,95 рубля за один подарочный набор.

Срок поставки новогодних наборов 18-20 декабря 2018 года, привезти их нужно в Белгородский драматический театр имени М. С. Щепкина.

Все четыре названные закупки выиграло общество с ограниченной ответственностью «Славянка-торг». Компания предложила выполнить заказы № 0126200003418000034, № 0126200003418000035, № 0126200003418000036 за 374 930 рублей, а закупку № 0126200003418000037 за 74 986 рублей. В четырёх закупках участвовала ещё одна фирма - ООО «Подарочная компания».

Как пояснили в департаменте образования Белгородской области, закупка новогодних подарков на Губернаторскую ёлку осуществлена в соответствии с планом закупок на 2018 год в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств, с применением одного из конкурентных способов закупки, предусмотренного Законом № 44-ФЗ (запрос котировок).

Данные закупки осуществлены департаментом образования с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (статьи 7, 8, 12).В Законе № 44-ФЗ не установлен запрет по формированию лотов, а предусмотрены только правила описания объекта закупки (статья 33 Закона №44-Ф3). Согласно статье 24 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно определяет предмет закупки и формирует лоты. Кроме того, Закон №44-ФЗ также не содержит запрет на проведение заказчиком одновременно нескольких конкурентных процедур одним способом с одноимённым предметом и одинаковым сроком исполнения контракта.из ответа департамента образования Белгородской области на запрос ИА «Бел.Ру»

В статье 72 для закупок путём проведения запроса котировок установлены ограничения по сумме контракта – начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Кроме того, годовой объём закупок, осуществляемых путём проведения запроса котировок, не должен превышать десяти процентов совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Иных ограничений, в том числе по количеству контрактов и одноимённости закупаемых товаров, работ или услуг, Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Департаментом образования Белгородской области при осуществлении закупки новогодних подарков на Губернаторскую ёлку конкурентным способом – запросом котировок не вышел за пределы ограничений, установленных указанной выше нормой Закона № 44-ФЗ.из ответа департамента образования Белгородской области на запрос ИА «Бел.Ру»

Законодательство

Законодательство Российской Федерации о закупках состоит из Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также ряда подзаконных актов.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика.

Закупки у единственного поставщика

Таких закупок нам попадается немало, и иногда закрадывается ощущение, что они тоже не случайны. Случаи, в которых закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика, определены статьёй 93 Закона № 44-ФЗ. Из числа закупок у единственного поставщика принято выделять так называемые малые закупки.

Контракты нa сумму до 100 тысяч рублей с единственным поставщиком могут заключать все заказчики, но в пределах установленного лимита. Лимит, в соответствии с вышеуказанным законом, можно выбрать самостоятельно:

  • либо не более 2 млн рублей за один год;
  • либо не более 5,0 % от СГОЗ (совокупный годовой объём закупок), но не более 50 млн рублей.

Некоторые заказчики имеют возможность проводить закупки у единственного поставщика в сумме не более 400 тысяч рублей при соблюдении условия: не более половины от всего совокупного годового объёма закупок‚ но не более чем на 20 млн рублей.

Других ограничений для проведения малых закупок не предусмотрено. Однако есть принцип: заказчику запрещено ограничивать конкуренцию. Согласно письму Минэкономразвития России от 29.03.2017 N Д28и-1353, осуществление закупки у единственного поставщика на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика, пояснили в Белгородском управлении Федеральной антимонопольной службы.

Искусственное дробление закупки

Федеральные законы №44-ФЗ и № 223-Ф3 не содержат термина «дроблёные закупки», следовательно, не запрещают. В сложившейся правоприменительной практике под искусственным дроблением закупки принято понимать ситуацию, когда заказчик вместо размещения заказа путём проведения одной конкурентной закупки искусственно делит её на несколько закупок малых объёмов и заключает договоры с единственным поставщиком. При этом в каждой такой ситуации поведение заказчика подлежит отдельному рассмотрению и анализу.

Белгородские антимонопольщики говорят, что нет какой-то единой цели, почему заказчики разделяют закупку: «На самом деле цели могут быть абсолютно разные и известны они только заказчику».

Наказание

Если нарушение установят, к раздробившему контракт заказчику применят санкции, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст 7.29 КоАП РФ за принятие решения о способе определения поставщика. Должностное лицо будет оштрафовано на 30 либо 50 тысяч рублей.

Однако если же будет доказано, что в целях дробления закупок было заключено антиконкурентное соглашение по Федеральному закону № 135–ФЗ «О защите конкуренции», то в этом случае на должностное лицо будет наложен штраф в сумме от 15 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на три года (статья 14.32 КоАП РФ).

Кроме того, при детальной проверке договоров, заключённых заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если подходить к разукрупнению закупки с точки зрения Гражданского кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки (ч. 2 ст.170). Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие закупки могут быть признаны недействительными.

Однако в последнее время подобное на территории области Белгородское УФАС не выявляло.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter