Posted 6 июля 2013,, 07:13

Published 6 июля 2013,, 07:13

Modified 29 июля 2022,, 13:19

Updated 29 июля 2022,, 13:19

Белгородская мотоледи примет участие во втором в истории России женском мотопробеге

6 июля 2013, 07:13
Моторалли «Второй женский мотопробег - 77 run», организованное Мотоциклетной федерацией России и Федерацией мототуризма России, стартует 8 июля в Москве. Оно посвящено 80-летию запуска механического цеха первого в СССР мотозавода в Ижевске и 77-летию первого женского мотопробега. Одним из инициаторов проведения мотопробега стала активная участница белгородского байк-движения, председатель комитета женского мототуризма МФР Марина Миндолина, которая накануне старта пообщалась с журналистами региона.

Первый женский мотопробег Ижевск - Москва, прошёл с 24 июля по 4 августа 1936 г. на мотоциклах «Иж-7» по маршруту Ижевск - Казань - Горький - Владимир - Москва. В мотопробеге приняли участие жёны инженерно-технических работников и работницы-стахановки Ижевского мотоциклетного завода. Одна из участниц первого женского мотопробега Надежда Агафоновна Князева - жена начальника конструкторского отдела - со временем переехала в Белгород. Сейчас здесь живут её дочь и правнучка.

Как рассказала дочь Алла Ефимовна Князева, ей был всего один год, когда её мама стартовала из Ижевска в Москву на новых мотоциклах. Цель - продемонстрировать советскую мототехнику. До старта участницы проходили специальную подготовку, в которую входила стрельба из винтовок и владение средствами химзащиты. Вместо планируемых 10 дней энтузиастки мотодвижения прибыли в Москву через 8 дней.

В Москве участниц мотопробега приняли нарком тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе и первый заместитель наркома обороны Михаил Тухачевский. С этого события в семейном архиве сохранились фотографии, однако после расстрела в 1937 году Михаила Тухачевского в ходе массовых сталинских репрессий его фигура была вырезана из фотографий.

Итогом мотопробега стало окончательное решение советского правительства продолжать выпуск мотоциклов в г.Ижевске. Помимо этого, девушки также попросили построить детский сад для сотрудников завода, и эта просьба тоже была выполнена. Этот детский сад работает и по сей день, чего не скажешь о производстве мотоциклов - в связи с большими долгами завод «ИЖмото» в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

Женский мотопробег в этом году пройдёт на мотоциклах японского и американского производства. Как рассказала Марина Миндолина, на маршрут Москва - Ногинск - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Ижевск выйдут 10 девушек из разных регионов России (Москва, Белгород, Ростов-на-Дону, Казань, Донецк (Украина).

Моторалли пройдёт по правилам проведения соревнований спортивной дисциплины «моторалли» мотоциклетного вида спорта РФ и станет первым официальным спортивным мероприятием женского мототуризма России. По итогам состязаний впервые будут присвоены женские спортивные разряды в дисциплине «моторалли», а участницы получат сертификаты и памятные медали прохождения маршрута II категории сложности по версии классификатора сложности маршрутов КМ МФР.

По словам Марины Миндолиной, целью современного мотопробега стало не только привлечение внимания к историческому событию, но и шаг в развитии мототуризма в России, который был так популярен в первой половине 80-х годов прошлого века в СССР. На всём маршруте участниц ожидает масса встреч и культурных мероприятий. Так, в Нижнем Новгороде их встретит Лия Яковлевна Клюйкова, мотоциклетный стаж которой 66 лет. Лия Яковлевна до сих пор ездит на мотоцикле «Ява», которому 47 лет, она призёр соревнований по мотокроссу ДОСААФ 1950-60-х годов. Лия Клюйкова намерена принять участие в проходе колонной по Нижнему Новгороду с участницами мотопробега.

Напутственное слово белгородской участнице мотопробега перед отъездом в Москву сказала гордость женского мотокросса Белгородской области - 75-летняя Жанна Валентиновна Искрицкая. Жанна Валентиновна занималась в одном из первых послевоенных мотоклубов Белгорода, а соревнования проходили на только что простроенной тогда площади Революции.

По её словам, несмотря на то что после окончания войны прошло чуть более 10 лет, у них было вся необходимая для того времени экипировка, а также мотоциклы. В начале 1970-х годов Жанна Искрицкая села за руль автомобиля, но до сих пор с любовью вспоминает звук мотора легендарного советского мотоцикла К-750. Если бы не года, Жанна Валентиновна и сейчас бы села за руль мотоцикла и приняла участие в стартующем через два дня мотопробеге.

Информационная поддержка мотопробега и официальная связь в роуминге предоставлена компанией «Teлe2-Белгород».

Максим Алтухов

Фото автора, Максима Буханова, из личного архива Ж.Искрицкой и семьи Князевых

"