Posted 6 мая 2005,, 13:56

Published 6 мая 2005,, 13:56

Modified 29 июля 2022,, 13:31

Updated 29 июля 2022,, 13:31

Женщина и на войне остается женщиной

6 мая 2005, 13:56
Каждый год весной цветёт сирень, и вместе с её цветением приходит к нам победный май. Победа над фашизмом неоспоримый повод для гордости за наш народ на все времена. В нашей стране война прикоснулась почти к каждой семье. Сегодня мы предлагаем вам рассказ о нашей землячке, Нине Ивановне Жучковой. Женщине, которая внесла свой вклад в Великую Победу, будучи в действующей армии.

Рассказ ведется от лица дочери Нины Ивановны Жучковой (в девичестве Мартыненко) – Валентины Жучковой.


Мамина родина, хутор Волчий Вейделевского района Белгородской области, расположена на границе России с Украиной. С четырнадцати лет Нина жила в семье старшего брата Алексея в Донецке, помогала в воспитании племянников, перед войной работала в мединституте лаборантом, мечтала стать врачом. Но общая беда нарушила все планы. Старший брат ушел на фронт, а его семью эвакуировали в Казахстан. Мама проделала этот долгий путь вместе с ними.

На снимках:

1. Лаборатория аэрофотослужбы 5-го бомбардировочного Авиационного Люблинского Краснознаменного Авиационного корпуса

2. Сержант Мартыненко Нина Ивановна. 1944 год


Весной 1942 года маму призвали в Армию, присягу она приняла 20 мая 1942 года. В августе ее отобрали в школу младших авиационных специалистов (ШМАС), которая находилась в Башкирии, на станции Давлеканово. Девушек готовили для обработки и дешифровки аэрофотоснимков; учили определять количество танков, самолетов, пехоты, виды орудий, отличать истинные объекты от камуфляжных, составлять карты.
После окончания ШМАС в феврале 1943 года их выпуск направили под Сталинград. Большой отрезок пути к фронту ехали на грузовой машине в шинелях из тонкого английского сукна, прикрывшись сверху брезентом. Наши войска только что закончили ликвидацию группы немецко-фашистских войск, окруженных под Сталинградом, по улицам города непрерывно двигались колонны пленных. Так девушки впервые увидели врага.

На снимке: Молодость на войне


Из Сталинграда переехали эшелоном в Тамбов, отогрелись там немного после сталинградских холодов. После передислокации на Центральный фронт и пополнения воздушная армия, в которой служила моя мама, действовала по железнодорожным узлам орловского направления, по дорогам, идущим к фронту, а также по войскам противника на поле боя, прикрывала боевые порядки своих войск и коммуникации от налетов вражеской авиации, вела воздушную разведку.

Ни одна операция нашей армии не проводилась без тщательной аэрофоторазведки и широкого использования ее результатов. На воздушную разведку к линии фронта, а то и в глубокий тыл врага посылали только самых опытных летчиков и штурманов. Это не просто - методично, квадрат за квадратом, облететь заданную территорию, искусно избегая при этом огненные трассы зенитных снарядов. Под вражеским огнем приходилось осваивать тактику воздушной разведки, учиться летать на малых высотах, на бреющем полете пролетать над самой землей, быстро и точно ориентироваться, чтобы не проскочить намеченный в задании квадрат. Некоторые самолеты возвращались с пробоинами и повреждениями. Девушки встречали экипажи: не все вернулись на свой аэродром, не всех дождались.

На снимках:

1. Фотография на память лучшему товарищу по службе в РККА. Давлеканово.15/I - 1943 год.

2. Маша


Работа девушек заключалась в обработке результатов фотографирования в лаборатории, монтировании фотопланшетов, расшифровке. Промежуток времени от начала фотографирования и до момента получения аэроснимка измеряется часами, данные фоторазведки надо обрабатывать сразу же после получения их от летчиков, поэтому аэроснимок дает возможность в короткий срок получить самые свежие данные о местности и противнике. Результаты сверялись с данными наземной разведки, сопоставлялись и анализировались. Выводы в значительной степени помогали командованию в принятии решений. Данные аэрофоторазведки в виде карт крупного масштаба, фотосхем и репродукций с них доводились до всех родов войск.

На снимках:

1. Лето 1943 года

2. Товарищ старшина с колечком на руке

По следам аэрофоторазведки шла бомбардировочная авиация. Повторная аэрофотосъемка одной и той же местности, занятой противником, позволяла следить за всеми изменениями, которые происходили в его расположении. По результатам фотоконтроля, который делался с самолетов-разведчиков, с большей достоверностью можно было судить об эффективности ударов нашей авиации. Общий объем работы аэрофотослужбы ВВС за время войны по количеству самолето-вылетов на фотографирование и изготовленных аэрофотоснимков возрос с 1941 по 1945 год в 10-15 раз.
Мама рассказывала, что во время наступательных операций фотолаборанты и аэродешифровальщики работали сутками, до упаду, так велики были объемы работы. Они не ходили в атаку, они работали в фотолаборатории. Трудились самоотверженно, сознавая, что малейшая ошибка в работе, задержка результата, могут сорвать выполнение боевой задачи.
Аэродромы находились на удалении 25-70 км от линии фронта, для защиты людей и самолетов строились землянки, укрытия, применялась маскировка. Немцы часто бомбили наши аэродромы, выводили из строя самолеты. Во время налетов авиации противника жизнь людей подвергалась смертельной опасности от близких разрывов бомб, прицельного обстрела и града осколков.

На снимке: Выпуск специалистов. Январь 1943 года.


В годы войны в Красной Армии служило около миллиона женщин.
Мужчина на войне — это норма, а женщина на войне — это противоестественно. Пребывание женщины на войне – вопреки природе. Война никогда не была рассчитана на женщин. Сначала даже не было женского обмундирования, девушки получали мужское и не один год. Вместо чулок им давали кальсоны, портянки (см. красноармейскую книжку). А женщины – они и на войне – женщины.
Годы войны для мамы были не только годами лишений и испытаний, напряженной работы, но и годами настоящей дружбы. У меня сохранились фотографии маминых подруг военных лет с трогательными надписями. У девушек была возможность запечатлеть себя в военные годы, такая уж у них была воинская специальность.
Мама вспоминала, как она в Смоленске, в центре города около собора слушала концерт Клавдии Шульженко. Во время Курской битвы их часть располагалась в красивейшем месте – усадьбе Марьино. Потом их бомбардировочный корпус бомбил переправы на Днепре. Далее линия фронта проходила по Сумской области. В Белоруссии они некоторое время находились в Гомеле. Все ближе и ближе была граница Польши.

На снимках:

1. Украина. Вблизи города Житомира. 1944 год. Май. Впереди еще год войны

2. Портрет подарен брату Алексею... После войны он стал единственным братом


Потом была Восточная Пруссия; у мамы есть медаль «За взятие Кёнигсберга». Не было, наверное, на немецкой земле места более укрепленного, чем Восточная Пруссия. Древние замки, цитадели, крепости усилились современными оборонительными сооружениями. Глубина обороны достигала двухсот километров. За этими укреплениями сидели немцы, которым предстояло защищать родную землю. Вот с чем предстояло столкнуться русскому солдату в озерно-болотистой, лесной, закованной в бетон и железо Восточной Пруссии.
К началу 1945 г. состав, техническая оснащенность и вооружение Советской Армии достигли наивысшего уровня за годы войны. Сколько же нужно было приложить сил стране, народу, чтобы создать такую непобедимую армию?!
Около трех месяцев шла битва.
Противник сопротивлялся отчаянно, продвижение советских войск шло очень медленно. Взять город можно было только штурмом. Основная роль отводилась артиллерии и авиации, которые своим огнем должны были сопровождать штурмующие войска и полностью деморализовать наступающего противника. Такой силы ударов авиации еще не было на войне. Наше господство в воздухе было несомненно.

На снимке: Красноармейская книжка


Наконец, немецко-фашистская группировка войск в Кёнигсберге была разгромлена, а 25 апреля в ходе упорных кровопролитных боёв советские войска овладели всей Восточной Пруссией.
День Победы мама встретила в городе Меркиш Фридлянд, теперь это польский город Мирославец.
Они были победителями, и им хотелось побывать в побежденном Берлине. Это не было простым любопытством. Девушки хотели своими глазами увидеть поверженную столицу Германии, чтобы еще полнее и глубже ощутить радость и торжество нашей победы. В один из солнечных весенних дней поездка в Берлин состоялась.

На снимке: Красноармейская книжка


До 1946 года мама еще служила в Армии, она принимала участие в составлении подробных карт Польши и Германии: фотопланшетов и крупномасштабных карт. Это уже происходило в Свиднице. С 1946 года она осталась работать в фотолаборатории при воинской части и прожила в Свиднице до ноября 1952 года. Потом наша семья, во время прохождения службы отца, жила в Польше до ноября 1962 года в городах Торунь, Жагань, Бжег, Кшива, Шпротава.
Для иллюстрации своего рассказа Валентина Жучкова публикует фотографии, некоторые из них с надписями, на которых, по ее словам, много незнакомых людей. Автор рассказа предлагает вглядеться в эти лица, быть может, вам удастся узнать знакомые черты ваших родных и близких.

«Пусть ответный взгляд с этих фотографий будет для вас приветом из того уже далекого времени испытаний, преодолений и радости первых послевоенных лет», - завершает свой рассказ Валентина Жучкова.

На снимке: Записи о боевом пути и наградах

На снимке: Записи о боевом пути и наградахПолную версию рассказа и фотографии вы можете найти здесь.

"