Posted 5 декабря 2020,, 13:41

Published 5 декабря 2020,, 13:41

Modified 18 сентября 2022,, 11:09

Updated 18 сентября 2022,, 11:09

Эксгибиционизм в Белгороде: мнение психологов о случившемся

5 декабря 2020, 13:41
В начале недели регион потрясла новость о том, что курсанта Белгородского юридического института подозревают в демонстрации своих половых органов маленьким девочкам. Информация моментально распространилась в Сети. О последствиях подобных инцидентов для детей рассказали психологи.
Сюжет
Дети

30 ноября в Сети появилась информация о том, что в областном центре правоохранители задержали курсанта БЮИ МВД. Его обвиняли в эксгибиционизме. Парень показывал маленьким девочкам в лифтах свои гениталии. Обнаружить молодого человека удалось с помощью камер видеонаблюдения. По предварительным данным, в телефоне курсанта нашли видео, на которых запечатлены подобные преступления в отношении других несовершеннолетних.

В этот же день вечером появилась информация о том, что студента уволили из органов внутренних дел и отчислили из вуза. Если его вина подтвердится, его привлекут к уголовной ответственности. В отношении 20-летнего белгородца возбудили уголовное дело по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера».

Но если о судьбе курсанта что-либо известно, о том, что переживают жертвы эксгибициониста, информации нет. Журналисты ИА «Бел.Ру» обратились к белгородским психологам с просьбой рассказать, какие последствия могут повлечь для детской психики данные события.

Тот ужасный опыт, который заставил пережить детей курсант института МВД, неизвестно, как отразится на их развитии и жизни в целом. Конечно, всё очень индивидуально, зависит от многих факторов: уровня стрессоустойчивости и впечатлительности, способности психики к психологической защите конкретного ребёнка, поддержке родных и близких. Ясно одно — бесследно это не пройдёт, дети пережили огромный стресс. Здесь определённо нужна помощь специалистов — психологов, психотерапевтов и психиатров, которые помогут справиться с последствиями этой психической травмы.Евгения Богданова, детский психолог центра родительской культуры «Начало»

По мнению клинического психолога Анны Доценко, если с ребёнком произошёл подобный случай, обязательно нужно обратиться к психологу. Дети, пережившие подобный инцидент, составляют группу риска, так как их надломленная психика не в состоянии противостоять негативным внешним факторам.

Травматический опыт не всегда имеет физический характер. Основными его критериями являются интенсивность и сила, которые вызывают появление эмоционального отклика в индивидууме. Чем выше интенсивность отрицательного влияния события, тем выше вероятность формирования травмы. Однако не все неприятные ситуации способны травмировать психику ребенка. Урон психическому здоровью наносят лишь события, являющиеся для него значимыми, важными. При частом их повторении здоровые дети могут в будущем стать невротически больными взрослыми. Анна Доценко, клинический психолог

Психологи также отмечают, что в случае молчания ребёнка родителям надо ловить любые изменения в поведении, наблюдать за играми, сном или порисовать, поскольку дети в рисунке выражают свои эмоции больше и ярче, чем словами.

Симптомы, на которые нужно обратить внимание:

У малышей и детей дошкольного возраста:

  • беспокойство в присутствии людей, с которыми они обычно чувствовали себя спокойно;
  • появление тревоги среди определённых людей и категорий людей;
  • напряжённое состояние или слёзы в присутствии мужчин или мальчиков;
  • внезапный необычный страх перед ванными комнатами или нервное сопротивление раздеванию;
  • мастурбации, которые переходят границы любознательных исследований и открытий;
  • чрезмерные сексуальные манипуляции или трение о подлокотники кресла, сексуальные игры с другими детьми;
  • вталкивание предметов во влагалище или задний проход, подражание любовной игре взрослых;
  • бессонница, беспокойный сон, ночные кошмары;
  • повышенная слезливость, удержание родителя, нежелание уходить из дома;
  • внезапные личностные изменения: нормальный спокойный ребёнок становится гиперактивным или отрицательно агрессивным по отношению к другим детям;
  • чрезмерный и хронический зуд или воспалённость в области половых органов.

У детей младшего школьного возраста (от 6 до 13 лет):

  • снижение работоспособности и учебных качеств, неспособность сконцентрироваться, задания выполняются не полностью, прогулы в школе, опоздания, плохие отметки;
  • беспокойный сон, ночные кошмары, бессонница. Ложась спать, ребёнок натягивает на себя много одежды;
  • вялость вследствие беспокойства, усталости или бессонницы;
  • страх остаться наедине с мужчинами или мальчиками, уклонение от общения, отстранение от друзей и занятий;
  • изменение привычек в питании: нервное или рассеянное ковыряние в еде, сильное переедание для достижения комфорта;
  • пренебрежение личной гигиеной, попытки сделать себя непривлекательными;
  • преувеличение нормальных личностных особенностей;
  • внезапная неумеренная скромность, стеснительность по отношению к своему телу. Страх перед спальнями и душевыми;
  • внезапное прекращение доверительных бесед;
  • ночное недержание мочи, тогда как раньше эта проблема отсутствовала. Ребёнок может быть настолько ранен сексуальным насилием, что не хочет замечать половых органов и не реагирует на сигналы тела, от которых он обычно просыпался;
  • возрастающая неспособность нормально общаться со старшими;
  • необъяснимый гнев и агрессивное поведение;
  • бегство. Мальчики уходят в себя, девочки бегут из дома.

Проблемы, с которыми может столкнуться ребёнок впоследствии:

  1. Диссоциация (ощущение отчуждённости от самого себя) — наверное, самый распространённый защитный механизм, с помощью которого психика пытается оградить себя от травмы, вызванной сексуальным насилием. Разум словно сбегает из тела в ситуациях экстремального стресса, ощущения бессилия, сильной боли и страданий.
  2. Самоповреждение. Дети, пережившие тяжёлую травму, причиняют себе физический вред, пытаясь справиться с мучающей их эмоциональной и психологической болью. Как показывают исследования, порезы приводят к выбросу эндорфинов, дающих временное ощущение покоя и умиротворения.
  3. Тревога и страх. У детей система реакции организма на стресс часто чересчур активна. Это проявляется в сильнейших приступах страха, социальной фобии, панических атаках. Организм словно постоянно находится настороже и не может расслабиться.
  4. Кошмары.
  5. Алкоголизм и наркомания.

Помимо этого, по словам Доценко, последствиями пережитого может стать гиперсексуальность, психотические проявления, перепады настроения, вспышки гнева, раздражительность, проблемы в отношениях, трудности в поддержании долговременных дружеских или романтических отношений, энурез (ночное мочеиспускание в постель) и энкопрез (непроизвольная дефекация).

По мнению психолога Анастасии Афанасенко, в случае встречи ребёнка с эксгибиционистом может возникнуть испуг, перерастающий в страх, отвращение, брезгливость, панику, бессилие, беспомощность, сильнейший стресс, любопытство или шоковое состояние — всё зависит от обстоятельств произошедшего, возраста ребёнка и осознанности происходящего.

Все эти вещи успешно поддаются коррекции, паниковать не нужно. Многие случаи эксгибиционизма, не имевшие физического контакта или насильственных действий, вовсе проходят без последствий, вызывают лишь смущение, лёгкий испуг и остаются только неприятным воспоминанием.Анастасия Афанасенко, психолог

Как отмечает Афанасенко, для реабилитации ребёнка необходимо работать с впечатлением, которые остаются на всю жизнь после смешанных чувств и эмоций.

Если случай произошёл недавно, то важно обратить внимание на актуальное состояние ребёнка, что в данный момент с ним происходит. Если же выяснилось, что ребёнок стал свидетелем в прошлом, то работать нужно уже с впечатлением, теми воспоминаниями, которые оставил случай встречи с эксгибиционистом, с его последствиями. И тот, и другой случай может быть сложным, поэтому помощь специалиста необходима. Анастасия Афанасенко, психолог

По словам психолога, даже если кажется, что всё в порядке, ребёнок чувствует себя как обычно, всё равно необходимо обратиться к специалисту и «не заниматься самолечением». Эксперт утверждает, что важно понимать, что в подсознании остаётся всё, что происходит. Последствия травмы могут проявиться в далёком будущем, когда ребёнок вырастет, поэтому отношения с ребёнком нужно скорректировать таким образом, чтобы максимально смягчить эти последствия.

Помочь детям пережить произошедшее могут психотерапевтические сказки, пескотерапия, арт-терапия, специальные сюжетные игры с обязательным позитивным разрешением пережитой ситуации и многие другие способы помощи при детской психической травме под руководством психолога и/или психотерапевта. А помогать надо не только самому ребёнку, но и всей семье в целом.Евгения Богданова, детский психолог центра родительской культуры «Начало»

"