Posted 4 января 2022,, 11:39

Published 4 января 2022,, 11:39

Modified 29 июля 2022,, 13:26

Updated 29 июля 2022,, 13:26

Чиновники заявили, что в Белгородской области не нужно строить приюты для животных

4 января 2022, 11:39
Руководитель департамента агропромышленного комплекса обещала, что в регионе построят четыре приюта для бездомных животных в разных районах, но потом заявила активистам, что приютов достаточно.

При этом белгородцы часто жалуются на большое количество бродячих собак, которые активно размножаются, а волонтёры вынуждены забирать к себе домой большое количество животных, потому что в приютах нет мест. Приютов для кошек в регионе до сих пор нет.

В феврале 2020 года первый заместитель начальника департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды региона Юлия Щедрина заявила, как уже писало «Бел.Ру», что в Белгородской области построят четыре приюта. По её словам, главный центр содержания бездомных животных будет расположен в Белгородском районе. Ещё три вспомогательных откроются в Ракитянском и Чернянском районах и в Шебекинском горокруге. Юлия Щедрина заявила, что именно в этих районах наибольшая концентрация безнадзорных животных. По словам Щедриной, финансировать создание приютов будет частный инвестор, который уже определён и занимается разработкой проектно-сметной документации. Чиновница подчеркнула, что четыре приюта – это не окончательное количество и, возможно, будет ещё рассмотрен вариант создания дополнительных пунктов сбора или перемещения животных.

Обещали минимум четыре, но построили один

С тех пор в регионе открылось лишь три приюта: частный «Добрый дом» в селе Новая Нелидовка, ещё один частный приют «Ангел» в посёлке Комсомольском и муниципальный приют на улице Коммунальной в Белгороде. Приютами руководят зооволонтёры, которые до этого много лет спасали животных без финансовой помощи государства. Эти приюты предназначены для собак, отловленных по муниципальным контрактам по заявкам от населения. Также в приютах есть и собаки, которых привезли туда белгородцы, подобравшие их на улице, и подкидыши, которых выбросили у ворот приютов. Причём «Ангел» не был построен с нуля и на него не были потрачены большие средства спонсоров: приют оборудовали в помещении, где ранее был коровник, а затем передержка печально известной компании «Фауна», возле здания которой нашли трупы собак в овраге. Соответственно, речь о строительстве за счёт спонсора, о котором говорила Юлия Щедрина, здесь не идёт. А приют, расположенный на улице Коммунальной, находится в областном центре. Юлия Щедрина заявляла о четырёх приютах в разных районах, а не в Белгороде, соответственно, из четырёх обещанных в разных районах, которые указаны выше, был построен на средства спонсора лишь один приют в Новой Нелидовке.

Но в декабре 2021-го Юлия Щедрина, ставшая уже начальником департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды, в ответ на обращения активистов заявила, что в Белгородской области уже достаточно приютов, а потому строительство новых в настоящее время нецелесообразно. Активисты Николай Бутов и Марина Солоник получили ответы от ведомства, где указано, что «местные организации, осуществляющие деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Белгородской области, при выполнении мероприятий по отлову, стерилизации, вакцинации и возврату животных на прежние места обитания способны в полном объёме обеспечить потребность региона в данном вопросе. Таким образом, строительство новых приютов в настоящее время является нецелесообразным».

Юлия Щедрина подчеркнула в своём ответе, что законодательством в области обращения с животными предусмотрено, что бродячих животных нужно отловить, стерилизовать, вакцинировать и в течение 31 дня выпустить обратно. При соблюдении мероприятий по отлову и стерилизации, по мнению Щедриной, приюты могут обеспечить содержание не менее четырёх тысяч животных в год, что значительно превышает статистические данные по количеству бездомных животных в регионе.

Приюты для собак переполнены, приютов для кошек нет

Сейчас в Белгородской области есть несколько приютов для собак, в которые сложно пристроить найденных животных, поскольку приюты зачастую или заполнены, или переполнены. В регионе нет ни одного приюта для кошек. При этом чиновники из ведомства, которое обязано решать вопросы, связанные с бродячими животными, отвечает, что приютов достаточно. В Белгороде есть два муниципальных приюта: пансионат в Промышленном проезде, в котором на еду для одной собаки выделяют по рублю в день, нет водопровода и канализации, с чем зоозащитники связывают антисанитарию и высокую смертность. Второй, новый муниципальный приют, более современный, с комфортными условиями, расположен на улице Коммунальной. В Старом Осколе тоже есть муниципальный приют, о нём зооволонтёры оставляют примерно такие же отзывы, как о муниципальном пансионате в Промышленном проезде в Белгороде. В Белгородском районе два приюта: в селе Новая Нелидовка есть частный приют «Добрый дом» и частный приют «Ангел» в посёлке Комсомольском. В Шебекинском округе в посёлке Маслова Пристань находится общество защиты животных «Преданность», которое также занимается отловом собак по муниципальным контрактам и стерилизацией безнадзорных животных.

Белгородских собак отлавливает также курская частная компания «МиЛена» и компания «ЭкоСервис», которая зарегистрирована в Белгородской области, но её приют находится в Орловской области. На «ЭкоСервис» и «МиЛену» жалуются зоозащитники из трёх областей: Белгородской, Курской и Орловской. «МиЛена» получила скандальную известность после инцидента с медведем, который напал на женщину и серьёзно повредил ей руку. За это руководителя приюта Елену Ходинскую судили, и она получила штраф. Потом деятельность приюта приостанавливали по другой причине – из-за найденных нарушений в работе с безнадзорными животными. Сейчас компания снова занимается отловом, а зоозащитники пишут жалобы и требуют расторжения контрактов на отлов. Компанию «Экосервис» возглавляет бывший коллега владельца так называемого концлагеря для собак Валерия Бублика. Владимир Стегний работал вместе с Бубликом в одной компании и они вместе занимались отловом собак. На них регулярно жаловались зоозащитники из разных регионов, так как фирмы «Фауна» и «Фауна+» ловили собак в разных областях. Суды в разных регионах запрещали коллегам заниматься данной деятельностью, указывая на серьёзные нарушения. А потом возле передержки для собак, принадлежащей Валерию Бублику, в овраге нашли собачьи трупы в мешках.

Виноваты перед всеми

Недавно чиновники обязали приют «Добрый дом» выпустить собак по программе ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск), поскольку в приюте количество собак превысило норму, а руководство приюта, согласно муниципальным контрактам, обязано поймать, простерилизовать и выпустить обратно собак, которые не проявляют немотивированную агрессию. Руководство приюта заявило, что выпустит 150 собак в места прежнего обитания. Зооволонтёры – руководители приюта часто сетуют, что приют буквально трещит по швам из-за того, что заявок на отлов от населения много, а в приюте мало мест. Кроме того, выпустить обратно собак, которые не бросаются на людей без причины, очень сложно, потому что люди агрессивно настроены по отношению к бродячим животным и не хотят, чтобы их выпускали обратно, грозят расправиться с бездомными животными, которых невозможно оставить в приюте. Забрать всех собак, которых белгородцы подобрали на улице, руководство приюта не в состоянии. Также рядом с приютом появляются коробки с щенками. Поймать тех, кто решил сделать доброе дело чужими руками или избавиться от приплода своей собаки не так-то просто: придётся поставить видеокамеры не только вдоль забора, но и во всём селе Новая Нелидовка, поскольку ушлые подкидывальщики выбрасывают животных не только у забора, но и в окрестностях, и чаще всего в темноте. На содержание собак, отловленных по муниципальным контрактам, государство выделяет средства – как правило, всего на один месяц. Подкидышей содержат за счёт пожертвований. Но главная проблема при этом – дефицит мест.

То же самое происходит в других приютах и на передержках, как только белгородцы узнают, что в этом месте есть добрые люди, которым можно подкинуть животных. Быстро пристроить собак не удаётся: собак слишком много, а желающие взять перебирают варианты и просят породистых щенков (та же ситуация и с кошками на частных передержках в домах волонтёров). В соцсетях руководителей белгородских приютов часто обвиняют в том, что они не забирают всех, кого попросят забрать, или, наоборот, забирают всех подряд и потому приют переполнен и собачий лай мешает жителям села. Обвиняют в том, что они не выпускают достаточное количество собак и не реализуют ОСВВ в полной мере, обвиняют в том, что они выпускают собак и из-за них по улицам бегает множество животных. Зооволонтёры, которые большую часть своего времени и сил, а зачастую и своих денег, тратят на спасение животных, оказываются виноватыми перед всеми: теми, кто против появления стерилизованных животных на улицах, теми, кто за появление животных и реализацию программы ОСВВ, теми, кто за усыпление бродячих и теми, кто против, но при этом хочет сделать доброе дело чужими руками и требует, чтобы руководители приютов забрали найденных ими животных в «резиновый» приют. Каждый день в комментариях под постами в группе приюта можно прочитать сотни претензий, подчас с противоположными требованиями.

Жители Белгородской области часто жалуются в соцсетях на собак, которые бегают по улицам, на кошек, которые обитают в подвалах и раздражают некоторых жителей. Жалуются и на тех, кто подобрал этих собак и кошек, потому что в этом случае соседей уже не устраивает большое количество животных за стенкой, лай и неприятные запахи.

Обещания чиновников

Зоозащитница Марина Солоник заявила «Бел.Ру», что белгородские чиновники не в первый раз публично рассказывают о создании приютов в разных районах области, но свои обещания не выполняют:

– На телеканале «Мир Белогорья» теперь уже бывший губернатор Евгений Савченко в январе 2020 года заявил, что в Белгородской области будет построен приют, а затем его филиалы появятся в разных районах области. Также он заявил, что в регионе уже есть приюты для собак и кошек, тогда как для кошек не было ни одного приюта. Евгений Савченко рассказал, что у людей большой интерес к собакам из приютов, и они хотят их приобретать, в то время как зооволонтёры вынуждены годами содержать собак, потому что не удаётся найти им новых хозяев. Какой ещё большой интерес, когда люди звонят и просят породистых щенков и котят не старше трёх месяцев и бесплатно, а все остальные у нас могут сидеть годами?! То руководитель департамента городского хозяйства Андрей Молчанов и руководитель Белгорблагоустройства пишут в официальном ответе депутату горсовета, что регионе есть приюты «Надежда» и «Милосердие». А их нет и никогда не было! Это группы в соцсетях, созданные волонтёрами, а животные находятся в домах и квартирах волонтёров. Сейчас руководитель ведомства, которое обязано заниматься проблемой бездомных животных и проблемой распространения бешенства, заявляет, что приюты строить не будут, хотя ранее обещала четыре приюта. Так и будет таскать собак из Белгородской области в Курскую та самая «МиЛена», деятельность которой была приостановлена судом и где находили нарушения? Почему не хотят по отловам работать с местными организациями? Отвечу! Потому что, по моему мнению, надеются, что собак не вернут. Где они, местные приюты, которые обеспечивают в полном объёме потребность региона?! Почему чиновники заключают контракты с «МиЛеной» и «Экосервисом», на которых жалоб в прокуратуру больше, чем на собаке блох? Заведения для собак есть в Белгороде, Белгородском районе, в Шебекинском округе и Старом Осколе. В остальных районах то «МиЛена» ловит, то «Экосервис», иногда заключают контракты с действительно зоозащитной курской компанией «Добрый город», к которой нет претензий. Но курские приюты, имеющие хорошую репутацию, не могут объять необъятное и полноценно заниматься ещё и Белгородской областью. Мы бы рады, если бы «Добрый город», к примеру, ловил в тех районах, где нет приютов, но это слишком большие объёмы. И если сотрудники компании работают по закону и по совести, то они не смогут конкурировать с непорядочными бизнесменами, которые соглашаются на минимальную цену контракта, потому что они не будут, как положено, стерилизовать и содержать животных. Хороший корм, наркоз и услуги компетентных ветеринарных врачей стоят недёшево, – заявила зоозащитница.

Хотя бы стерилизовать

Марина Солоник подчеркнула, что одними приютами проблему не решить, нужна ещё массовая пропаганда стерилизации домашних животных, которую могут организовать и местные власти. Также на федеральном уровне нужно принять меры по предотвращению бесконтрольного размножения животных, к примеру, ввести налог на нестерилизованных кошек и собак. Нужны ветклиники в каждом селе, чтобы каждый владелец мог по приемлемой цене стерилизовать своих питомцев. Зоозащитница считает, что сейчас нужны хотя бы приюты, которых будет достаточно для того, чтобы простерилизовать и выпустить бездомных кошек и собак по программе ОСВВ, не говоря уже о пожизненном содержании или содержании до пристройства. По мнению зоозащитницы, мест в приютах для собак недостаточно, так как в «Добром доме» их 150, в пансионате в Промышленном переулке 80 мест, но можно поместить и сто собак, в приюте на Коммунальной 300 мест, в других вышеуказанных приютах тоже несколько сотен мест, но это не значит, что всех поступающих туда собак можно выпустить, так как некоторые из них агрессивны, другие больны, третьих в местах прежнего обитания били живодёры. Для обеспечения полноценного круговорота собак в приютах необходимо, чтобы они существовали как минимум в каждом районе. Собак – тысячи! И тогда есть надежда, что можно будет хотя бы простерилизовать тех собак, кто обитает на улицах. Опять же, если противники стерилизации не «закидают» новые приюты приплодом от своих домашних животных и сотрудники приюта будут заниматься только отловом взрослых бродячих собак. Отправить через месяц на улицу щенков, подкинутых в приют, невозможно по понятным причинам. А они занимают места тех, кого можно было бы простерилизовать по программе ОСВВ, на реализацию которой направлены муниципальные контракты на отлов, заключаемые с администрацией поселений. Причём щенков, выросших в приюте, в принципе нельзя отправить на улицу по этой программе, поскольку она предусматривает выпуск в места прежнего обитания примерно через три недели – месяц после нахождения в приюте. Большого спроса на беспородных щенков нет.

Всё то же самое нужно сделать, чтобы организовать ОСВВ для кошек. Но ими власти вовсе не занимаются, и ещё глава департамента АПК заявляет, что у нас достаточно приютов! А у нас ни запретов на безумную плодячку, ни мест в приютах! И мы завалены кошками и собаками: сами подбираем и пристраиваем без помощи государства. Ни сил, ни средств нет, но приходится!Марина Солоник

"