Posted 1 апреля 2019, 11:18
Published 1 апреля 2019, 11:18
Modified 20 августа, 01:57
Updated 20 августа, 01:57
Очередная гостиная состоялась в середине Великого поста, накануне Крестопоклонной недели. Именно на это время пришёлся День театра, который отмечается 27 марта. Во время прошлой встречи в митрополии владыка Иоанн анонсировал следующую тему, одновременно предлагая принять активное участие в гостиной труппе Белгородской драмы и её директору — Виктору Ивановичу Слободчуку.
Дружеские отношения театра и митрополии давно перешли в творческую плоскость. Так, к юбилею прославления Святителя Иоасафа Белгородского силами митрополии и театра был поставлен спектакль, посвящённый жизни особо почитаемого святого.
По традиции гостиную предварили художественная выставка — в этот раз Белгородский художественный музей составил экспозицию из произведений художников-декораторов Юрия Доломанова, Марата Парахненко, Нины Мельниковой и других, и выставка книг Белгородской областной библиотеки, в том числе и о самом известном деятеле театра — уроженце Белгорода, драматурге Михаиле Щепкине.
Репертуар театра отражает запрос народа, в наше время возник колоссальный запрос на справедливость. Я благодарен белгородскому театру за то, что в самые сложные времена он ставил многих замечательных авторов, поставил пьесу об Иоасафе. Такая стабильность придала нашему театру нравственный авторитет.Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский
Осмысление отношений театра и церкви прозвучало в эссе-размышлении отца Николая Германского. По его мнению, театр зародился во времена грехопадения, но особенность русского театра в том, что он стал брать вдохновение «со дна евхаристической чаши». Многие философы, богословы и историки спорили о его предназначении. Сила воздействия на душу зрителя измеряется состоянием эмоционального сопереживания, катарсисом. Но в это же время возникали опасения, что человек, увлекаясь игрой актёров на сцене, утрачивает способность переживать истинное покаяние и освобождение от худшего в себе в реальной жизни. По мнению священника, если человеку захотелось после театра пойти в храм – то да здравствует такой театр.
Белгородские актёры показали собственное понимание миссии театра через фрагменты постановок из своего репертуара: монолог Луки из пьесы М. Горького «На дне» прочёл заслуженный артист РФ Иван Кириллов, Филумену Мартурано из пьесы Э. Де Филиппо блестяще исполнила Марина Русакова, группа самых молодых актёров показала сцены из спектакля в формате «театр в фойе»: «Войною прерванная юность» и совместного с митрополией спектакля «Сказание о Иоасафе».
В завершение встречи владыка выразил своё отношение к дискуссии, начатой священником Николаем Германским.
Для меня стало откровением, что из грехопадения родился театр... Что тут верно? Фантазия возникает там, где нет созерцания. Мир фантазии родился после грехопадения, когда Адам и Ева вспоминали, как хорошо было в раю. Причина появления театра – воспоминание о потерянном рае, и это то, что нас влечёт. Важная особенность русского театра в том, что он всегда говорил правду. И как только он отступает от правды, он перестаёт быть нужным. Через театр необходимо вернуть самоуважение к нашей культуре. Театр должен быть русской правдой. Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский
Владыка напомнил, что древнерусский свод правовых норм называется «Русская правда», и это неслучайно. Когда мы хотим вернуть обществу, в котором возник огромный запрос на справедливость, духовный стержень, мы решаем проблему расчеловечивания, мы пытаемся остановить стремительное духовное обнищание. Именно поэтому миссия театра — не тень жизни настоящей, а правда жизни.
2019 год в России назван Годом театра. В этом году в Белгороде состоится очередной, XI театральный фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину». Виталий Слободчук рассказал, что в Белгородскую драму приглашены театры из Санкт Петербурга, Владимира, Самары, а также московский Малый театр и Центральный академический театр Российской армии, и пригласил всех на театральные премьеры фестиваля.