Posted 1 января 2020, 17:42
Published 1 января 2020, 17:42
Modified 20 августа, 03:22
Updated 20 августа, 03:22
В наше время уже в ноябре прилавки пополняются журналами с яркими новогодними обложками. В декабре вся пресса пестрит праздничными фотосессиями, рекламой заведений для праздника, рецептами блюд, поздравлениями, подведениями итогов года, трендами и антитрендами нарядов, идеями подарков.
Наши глаза и мозг к такому привыкли. Одним это создаёт настроение, другим упрощает жизнь, кого-то раздражает. Но почти всем кажется, будто так было всегда. А так ли и было ли вообще?
Мало кто знает, что традиционный Новый год, каким мы привыкли его видеть, в ночь с 31-го на 1-е отмечали не всегда. Этот день прошёл множество трансформаций. Только 1 (14) февраля 1918 года в СССР перешли на григорианский календарь. И в 1919 году отметили обычный Новый год, как отмечаем и мы сейчас.
Тогда же, в 1919 году, в советской России появилась традиция отмечать старый Новый год в ночь на 14 января.
Одно время популярность падала на празднование Рождества. Что примечательно, до 1919 года оно приходилось на доновогоднее время. Но с приходом большевиков отмечать церковный праздник стало проблематично. А в 1929 году его вообще отменили, а Новый год сделали обычным рабочим днём. Хотя некоторые люди и хранили традиции, собираясь за семейным столом в эти даты.
И только 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала письмо Павла Постышева – первого секретаря Киевского обкома о новогодних ёлках для детей и празднованиях.
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!Павел Постышев
Перелопатив госархив Белгородской области в поисках зимних выпусков подшивок с 1920-х годов, найти удалось мало. Но всё же удалось. Только это было не самым сложным. Сложнее – отыскать в них упоминания о празднике. Хоть какие-то.
В газете «Красный маяк» Корочанского района в номере за 26 декабря 1919 года праздником, как говорится, и не пахло. На первой полосе расположились новости уездного съезда Советов, информация о хлебе и топливе для армии, объявление о том, что со 2 января начинается партийная неделя. Вторая полоса рассказывает о том, как Красная армия успешно продвигается на всех фронтах.
В номере от 3 января 1920 года первая полоса информирует читателей о полном разгроме армии Колчака, снова о новостях уездного съезда Советов, размещены объявления, резолюции и призывы идти в партию.
Местная организация коммунистов-большевиков назначает партийную неделю, в течение которой все трудящиеся должны войти в партию. Долой угнетателей и насильников народа! Да здравствует Коммунистическая партия, объединяющая трудящихся в братский союз! отрывок текста из материала «Партийная неделя. Идите в партию»
В газете «Трудовой день» отыскать следы праздника было сложно, но, как оказалось, возможно.
В номере за 10 декабря 1922 года новогодних публикаций не было. Тут, как и в предыдущей газете, нашлись только резолюции, новости армии, финансовых ситуаций, политические новости, история в память неизвестному герою.
Но уже в следующем году, в газете за 18 января 1923 года, появляется упоминание Рождества. Пусть и не на первой полосе, не отдельным материалом, а внутри новостей о церковных мероприятиях.
Рождество и Крещение считаются у нас днями начала и конца святок. Такой же промежуток времени охватывал приблизительно праздник рождения солнца и у других народов. отрывок текста из материала «Церковные праздники. Крещение господне»
Потом небольшую заметку про новогоднюю ёлку удалось найти только в номере за 30 декабря 1923 года. В правом верхнем углу на первой полосе «Трудового дня» появляется материал «Встреча Нового года».
У учащихся устраивается 31 декабря в здании 2-й школы 2-й ступени «комсомольское рождество» и встреча нового года. Ёлка для детей членов союзов. 1 января в рабочем клубе для детей членов союзов устраивается ёлка. полный текст материала «Встреча Нового года»
Это, к сожалению, единственный материал в праздничном русле.
Следующее небольшое упоминание о Новом году опубликовано в номере от 1 января 1924 года в виде новогоднего календаря и крупной надписи «С Новым годом» в приложении.
Вот такие скромные празднования на страничках газет XX века.
«За большевистские колхозы» Боброводворского района в предновогоднем номере за 28 декабря 1935 не опубликовало ни одного праздничного материала.
Снова грустные и сухие новости об активности коммунистов, кадрах, войнах и внешней политик: «Серьёзные потери Италии», «Опять о Сурине», «Газета бьёт в цель», «Сталинские кадры» и др.
Зато январский номер «Белгородской правды» порадовал целыми тремя заметками: «Вечера и ёлка», «У ёлки», «Народное празднество».
31 декабря в городе было большое оживление. В игрушечном и гастрономических магазинах дети, родители покупали игрушки и сласти для украшения ёлок и подарков… С какой радостью дети рабочих служащих издательства «Белгородской правды» вошли в зал, где стояла большая, украшенная игрушками, сияющая ёлка. отрывок из материала «У ёлки»
Дальше с каждым годом газеты и журналы всё больше пополнялись яркими заголовками, предновогодними новостями, объявлениями об утренниках и местах празднования. Но публикации 1920−1930-х годов таким похвастаться ещё не могли.
Только сравнение публицистики тех времён с нашей современной помогло понять, как же важны новогодние публикации в создании настроения праздника.