Posted 30 сентября 2016, 17:33

Published 30 сентября 2016, 17:33

Modified 20 августа, 05:04

Updated 20 августа, 05:04

Василий Потрясаев: Не надо обижать педагогов-троечников

30 сентября 2016, 17:33
Председатель Белгородской областной Думы на общественном совете при региональном департаменте образования вступился за выпускников вузов и ссузов, желающих стать школьными учителями.

Заседание общественного совета прошло вчера, 29 сентября, в Белгороде.

Первый заместитель начальника департамента образования области Ольга Медведева рассказала коллегам о ситуации, которая складывается с педагогическими кадрами в школах региона.

По её словам, в течение последних пяти лет кадровый состав образовательных организаций остаётся стабильным. В них сейчас работает 22 250 педагогов. Около 15 % из них – мужчины. Более 90 % школьных педагогов имеют высшее образование. Пять лет назад цифра составляла 86 %. Доля молодых педагогов остаётся стабильной на протяжении трёх лет и составляет 26 %, в целом по России она достигает 15 %. За последние три года в школы области пришли работать 418 учителей.

Вместе с тем неуклонно увеличивается количество педагогов, достигших пенсионного возраста. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования их 17 %, в детских садах – 11,7 %. Старше 65 лет работает 377 педагогов, что составляет 11 % от числа педагогов пенсионного возраста. Ольга Медведева, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области

При этом в школах области постепенно сокращается количество вакансий. В сентябре 2013 года вакансий было 252, а на 1 сентября 2016 года – 73. По мнению Ольги Медведевой, положительную динамику можно объяснить ростом зарплаты в отрасли и повышением престижа педагогического труда.

Вместе с тем региональная система образования испытывает нехватку учителей английского, химии, биологии. Остро эта проблема ощущается в сельских, малокомплектных школах. Найдены схемы внешнего совместительства – это позволяет обучать всех нуждающихся детей.

Проблемы в кадровом обеспечении региональной системы образования чётко определили два приоритетных направления работы. Первое – отработать систему отбора лучших выпускников в образовательные организации области и прежде всего – в сельской местности. Второе – обеспечить закрепление молодых специалистов в отрасли. Ольга Медведева, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области

По первому направлению деятельности в Белгородской области наработан определённый опыт. Имеется система конкурсного отбора выпускников вузов. Региональный департамент образования с 2012 года проводит конкурс для студентов, выпускников педагогических учебных заведений, которые изъявляют желание работать в сельских школах.

За четыре года 33 победителя – выпускника высших и среднеспециальных учебных заведений закрепились в сельских образовательных организациях. Сейчас работают 29 из них.

В 2016 году в сельские школы отправились восемь победителей конкурса. Подобные профессиональные соревнования проводятся ещё в двух регионах России: Республике Татарстан и Ямало-Ненецком автономном округе.

Ольга Медведева озвучила предложение, в соответствии с которым рамки конкурса должны быть распространены на все образовательные организации. Состязание планируется проводить ежегодно в апреле. Участниками могут стать выпускники как педагогических, так и непедагогических вузов.

Конкурс будет состоять как минимум из трёх этапов: оценка документов, тестирование, психолого-педагогическое собеседование с претендентом. Для победителей в течение трёх лет будет предусмотрена ежемесячная доплата к зарплате, им также обеспечат гарантированную нагрузку не менее 18 часов. Предлагается и сохранить единовременную выплату для победителей, которые пойдут в малокомплектные школы.

По словам Ольги Медведевой, один из главных рисков такой системы отбора – это слабый уровень подготовки соискателей. В 2016 году на конкурс подавали документы и те потенциальные учителя, которые получали удовлетворительные отметки.

Василий Потрясаев не согласился с тем, что до конкурса следует допускать только отличников.

Лучших надо отбирать на стадии поступления. Практика показывает, что не всегда отличник в учёбе – хороший специалист и организатор. Среди выпускников вуза, которые останутся работать в школе, есть отличники, хорошисты и троечники. Они все должны прийти в школу. Ведь очень много зависит не только от того, насколько сильно преподаватель влюблён в свой предмет, но и от того, насколько хорошо он может его подать. Не надо обижать троечников. Василий Потрясаев, председатель Белгородской областной Думы

Решение было поддержано членами общественного совета.

Подпишитесь