Posted 25 сентября 2007,, 06:04

Published 25 сентября 2007,, 06:04

Modified 29 июля 2022,, 12:38

Updated 29 июля 2022,, 12:38

Особенности национального невежества

25 сентября 2007, 06:04
Несмотря на то, что некоторые специалисты начало Болонского процесса относят ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования, страсти вокруг перехода ряда высших учебных заведений страны на двухуровневую подготовку специалистов пока не улеглись. ИА «Бел.Ру» выяснило, что не все белгородцы знают, что из себя представляет бакалавриат и магистратура.

Если за рубежом подготовка бакалавров и магистров – дело обычное (тянется чуть не со средних веков), то для России реформирование национальной системы образования подобно извержению вулкана. Жили себе тихо-мирно, и вдруг – на тебе, в Европейское сообщество потянуло, захотелось повысить международную конкурентоспособность граждан!...

С лёгкой руки В. Филиппова (на тот период – главы Министерства образования РФ) и запустили процесс 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» (известная больше как Болонская конвенция).

Народ особо не просветили, а он сильно и не вникал, не осознавая всю важность происходящего. Не то, что для малосведущих бабушек («Я не хочу этими словами голову забивать! И без того болит!» – махнув рукой, выразила своё мнение одна белгородская пенсионерка), но даже и для большинства молодого поколения, окутаны ореолом тайны странные слова «бакалавр» и «магистр».

Вика, студентка, 23 года: «Бакалавры – это люди, которые учёную степень получили. Магистры – это люди в чёрных плащах, чёрных треугольных шапочках с кисточкой… А что, это факультет такой, бакалавро-магистерский?»;

Анжела, продавец, 35 лет: «Знаю, что бакалавр – это высокая степень в науке. Но магистр – главнее. Слышала, что даже Ксения Собчак получила степень бакалавра!»;

Виктор, студент, 20 лет: «Не знаю. А что это?»

Впрочем, многие солидарны друг с другом, справедливо утверждая, что бакалавр и магистр – это студенты, получившие учёные степени.

Среди людей постарше распространён стереотип, что «бакалавр – это тот, кто получил высшее экономическое звание». Почему именно экономическое, разобраться так и не удалось. Однако помочь развести эти понятия народ требовал, чуть ли не через одного. За прояснением возникшей ситуации мы отправились к выпускнику магистратуры, первому среди «своих», журналистов, на собственном опыте испытавшего все «плюсы» и «минусы» новой системы – Олегу Шевцову, начальнику Управления по связям с общественностью БелГУ.

НЕ ВО ВСЕХ ПОЛЯРНЫХ КРУГАХ ВЫРАСТИШЬ БАКАЛАВРА!...

– Олег Леонидович, своими словами, объясните, кто такие бакалавры и магистры?

– Бакалавр – это человек, осиливший начальную ступень высшего образования. Будь то педагогика, журналистика или что-то ещё. Магистр – это человек, способный вести более глубокую и серьёзную работу.

– В федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» написано, что бакалавриат – это ступень высшего образования. Почему же многие работодатели с опаской относятся к новоиспечённым бакалаврам, не считая их обладателями дипломов о высшем образовании?

– Понимаете, несмотря на то, что Болонская конвенция ратифицирована относительно недавно, преподавание по болонским стандартам в некоторых российских вузах началось ещё в 90-е гг. прошлого века. При этом за подготовку студентов по направлениям «бакалавр-магистр» зачастую брались те вузы, которые потом оказались не самыми добросовестными. В ряде регионов России, в том числе и в Белгородской области, открывались филиалы столичных вузов, которые не были обеспечены ни хорошим преподавательским составом, ни материальной базой. Порой не было даже учебных площадей… Дипломы практически «продавали». Вы платите деньги – вам будто бы читаются лекции, выдаются какие-то пособия; вы будто бы сдаёте какие-то тесты, и таким образом, вы получаете «бакалавра». Эти люди практически скомпрометировали прекрасную идею двухуровневой системы образования.

Конечно, при подготовке бакалавров и магистров нужен строгий учебный контроль, внятный учебный процесс и грамотный преподавательский состав. На сегодняшний день многие вузы России, в том числе и БелГУ, пытаются разрушить этот стереотип.

Олег считает, что новая система подготовки «бакалавр-магистр» хороша не для каждого факультета:

– Есть такое выражение – «образовательная кукуруза». Кукуруза – сама по себе хороший продукт. Но когда при Хрущёве её начали внедрять везде, где только можно, это навлекло огромные беды на отечественное сельское хозяйство. Помните, когда пытались выращивать кукурузу даже в Заполярье? Система «бакалавр-магистр» – великолепная система. Но нужно понимать, что не во всех «полярных кругах» её можно применять. Нельзя подготовить квалифицированного медика за четыре года. Не уверен, что стоит «ломать» инженерные специальности. Но, думаю, на ряде гуманитарных специальностей это вполне реально и возможно.

Геннадий Алексеевич Тамбовцев, директор средней школы № 42 г. Белгорода – один из первых в Белгородской области, кто осваивал магистерскую программу. В своё время он окончил специалитет Борисоглебского государственного педагогического института (учитель математики и физики), переехал в Черноземье, работал в Управлении образования и науки области. Через пятнадцать лет у него появилась возможность поступить в магистратуру одного из столичных вузов, что он и сделал, окончив в 1994 году Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Утверждает, что это сыграло важную роль в становлении его, как директора и как руководителя вообще. Вспоминает, что учиться было интересно: лекции читали доктора и профессора наук из Японии, Германии.

– Я считаю, что Болонское соглашение – это очередной шаг в образовании. Эта система только начинает «приживаться» в нашем регионе, поэтому необходимы серьёзные коррективы. Если же говорить обо мне, как о работодателе, то я бы взял в начальное звено школы выпускника бакалавриата, но чтобы преподавать в старших и средних классах, нужна более серьёзная подготовка, нужна магистратура.

МЫ ОТКРЫЛИ НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ…

В прошедшем учебном году Белгородский государственный университет выпустил 28 магистрантов по различным направлениям, ещё 54 – на подходе, и более 100 обучаются сегодня в БелГУ на I курсе второй ступени высшего образования. Количество мест в магистратуре в настоящее время не ограничено. Однако со следующего года студенты смогут поступить в магистратуру, только пройдя конкурсный отбор. По словам проректора по качеству образования БелГУ Николая Николаевича Михайлова, магистрантами имеют шанс стать ребята, рекомендованные учёными советами факультетов:

– В 2007 году мы уже открыли несколько интересных магистерских программ. Я очень надеюсь, что для каждого доктора наук, который работает в университете, мы откроем оригинальную программу, которая бы соответствовала запросам нашего региона, нашей области. Главная задача – подготовить выпускника магистратуры для конкретного работодателя. Это когда мы говорим о производстве. Но существует ещё и научная, и педагогическая. Сейчас нам необходимо создать институт магистратуры. Причём, магистратурой и магистрами должны руководить доктора наук.

Что касается бакалавриата, то здесь всё гораздо сложнее. Сейчас БелГУ работает по такой системе: сначала на факультеты принимают специалистов, потом на третьем курсе желающие пишут заявление на программу подготовки бакалавриата. Окончив четвёртый курс и получив диплом бакалавра, поступают в магистратуру (естественно, по желанию).

– В России пока не так много вузов, которые набирают бакалавров сразу на первый курс. Вузы, как и работодатели, очень боятся перехода на эту двухуровневую систему. Хотя, если мы посмотрим учебные планы специалиста и бакалавра, то отличаются они, в основном, только одним: бакалавр не имеет специализации. Но когда выпускник бакалавриата приходит на работу и через определённое время понимает, что ему не хватает знаний, то он поступает в магистратуру. Причём, обучение ведётся по специальной программе, которая ему нужна и интересует в данный момент.

В соответствии с Приказом № 62 Министерства образования и науки РФ, который вышел 22 марта 2006 года, любой бакалавр может прийти и поступить на любую магистерскую программу. В таком случае, самостоятельно подготовившись, он обязан сдать вступительные экзамены по профилю магистратуры. Подобных прецедентов в Белгородском госуниверситете ещё не было, но такая возможность, конечно, существует.

Интересно, что ребята, окончившие бакалавриат, могут бесплатно поступить в магистратуру. Для выпускников же специалитета такой «путь в науку» будет платным.

Если Болонскую конвенцию примут окончательно, то большая часть факультетов БелГУ на I курс откроет набор только для бакалавров.

РЕАЛИИ ЖИЗНИ: ОПЫТ РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ БАКАЛАВРИАТ-МАГИСТРАТУРА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

В этом году педагогический факультет выпустил первых магистранток по направлению «Дошкольное образование». Елена Шепелева и Ольга Запара, с достоинством выдержав выпускные экзамены, рекомендованы для поступления в аспирантуру. Бесспорно, написать диссертацию им будет гораздо легче: выбранная тема перекликается с той, над которой они работали в магистратуре.

Василиса Викторовна Маркова, заведующая кафедрой педагогики и психологии дошкольного образования, вспоминает:

– Когда магистерские направления в университете только открывались, мы были в числе тех, кто первыми эти направления осваивал. С девушками работали профессора и доктора наук не только из БелГУ, но и Москвы. Кроме магистерской программы, наши студентки изучили программу «Преподавателя высшей школы» и, защитив по ней выпускную квалификационную работу, получили ещё один диплом.

На вопрос, какая система наиболее эффективна для нашей страны, Василиса Викторовна сказала:

– Поднимаю обе руки и за специалитет, и за двухуровневую подготовку кадров. Хороши обе системы. Просто подготовка бакалавров-магистров расширяет возможности молодого человека. Быть востребованным за рубежом – очень даже неплохо.

«Первые ласточки» по направлению «Начальное образование», окончили бакалавриат нынешним летом. Проанализировать проделанную работу в данном русле мы попросили Тамару Михайловну Стручаеву, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования:

– На бакалавриате, к сожалению, было меньше педпрактики, а это, считаю, в ущерб специальности. Практики должно быть больше, чем спланировано. Ещё один минус: у бакалавров социальная защита, по сравнению со специалитетом, гораздо ниже. За пять лет (традиционное образование) даётся дополнительная специальность, как бы две профессии. Бакалавриат – это глубокое погружение в одну профессию. На специалитете же студенты познают свою профессию и специализацию. Но перспектив больше у бакалавриата и магистратуры: магистратура может готовить управленцев в плане образования и педагогики, даёт большую дорогу в науку, если хочешь заниматься наукой. Диплом бакалавриата-магистратуры – защита при переезде за границу.

– К чему склоняетесь больше, к традиционной системе образования или системе бакалавриат-магистратура?

– Если брать за основу профессиональную подготовку, то я склоняюсь к бакалавриату с первого курса, потому что можно качественнее подготовить учителя начальных классов. Причём, основной акцент сделать на психолого-педагогическом блоке. Это важно.

– Вы бы взяли работать на свою кафедру выпускника магистратуры?

– Мы заложили дисциплины, которые необходимы преподавателю вуза: педагогику и психологию высшей школы, педагогическую практику (студенты магистратуры будут проводить лекционные занятия, лабораторные работы); методическую, управленческую практику в школе (две недели) под руководством заместителя директоров конкретных образовательных учреждений, где магистранты изучат планирование, контроль, работу методических объединений, работу завучей начальной школы. Я считаю, что это будет способствовать возможности устроиться на факультет после магистратуры. Да, я бы взяла на кафедру выпускника магистратуры.

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ: «МЫ НЕ ПОНИМАЕМ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ!»

Между тем, волнения среди студенческой братии не прекращаются. Основная масса просто не понимает смысла образовательной реформы. Многие студенты поступают на бакалавриат, потому что «это интересно», «хотелось чего-то новенького», «название привлекло». Консервативно настроены и те, кто считает, что Болонское соглашение превратило нашу страну в «серую мышь» – а хочется пооригинальничать, выделиться. Вот некоторые высказывания студентов различных специальностей БелГУ:

– Бакалавриат дал мне новых друзей, больше общения, интересной жизни.

– Для нашей страны не нужна эта система, очередная головоморочка.

– России эта система нужна, потому что во всём мире она признана.

– Нет, мне нравится наша старая система.

– В магистратуру пойду, если будет бесплатная.

– На бакалавриате у нас сложился хороший дружный коллектив, преподаватели к нам хорошо относятся, предметы интересные.

– Магистратура даст дорогу в будущем работать преподавателем вуза.

– Для России можно оставит и ту и ту систему. Для разнообразия можно.

– Если бакалавриат будет платный, то я не буду туда поступать.

– Такая система нужна не всем студентам.

– Тех, кто выбрал систему бакалавриат-магистратура, необходимо поощрять: давать какие-то развивающие стипендии.

МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ: «ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВРИАТА НА РАБОТУ ВОЗЬМУ!»

Татьяна Александровна Вагнер, директор Ракитянской средней школы № 2:

– Ничего страшного в Болонской конвенции я не вижу. Но я бы голосовала за двухуровневую систему высшего образования лишь в плане эксперимента. Определённую часть учебных заведений можно перевести на такую систему, провести строгий мониторинг. Лет через десять принять решение: реализовывать конвенцию или нет. Причём, на работу выпускника бакалавриата я возьму: главное, чтобы он хорошо знал свой предмет!

Каким бы ни был завтрашний день, он обязательно придет. И каждый сам для себя решит, как можно его прожить: обругать всех, кто виноват во внезапно свалившихся на его голову бедах, или же, разобравшись, сделать правильные выводы.

Специально для «Бел.Ру», Любовь Шведчикова

"