Posted 15 октября 2004,, 14:29

Published 15 октября 2004,, 14:29

Modified 29 июля 2022,, 13:06

Updated 29 июля 2022,, 13:06

«Рекомендовано Министерством образования»

15 октября 2004, 14:29
В Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов педагоги области встретились с авторами учебников по восьми учебным предметам.

День издательства «Дрофа» стал традиционным в российских регионах, 14 октября он состоялся и в Белгороде. На таких встречах учителя могут высказать свои замечания, внести предложения авторам учебников, познакомиться с новыми методическими технологиями.

Всего российских школах используется около двух тысяч учебников. Рынок учебников и учебных пособий составляет примерно 43% книжного рынка. До середины 90-х годов издательство «Просвещение» имело монополию на выпуск школьных учебников. В 1994 году права на печатание федерального комплекта учебников были переданы ряду других издательств. Сегодня 95 издательств выпускают учебную литературу, включённую в федеральный перечень учебно-методической литературы на текущий учебный год. На рынке учебных пособий лидируют два основных игрока - издательства "Просвещение" и "Дрофа". Они контролируют больше половины рынка. Теперь издательства конкурируют между собой не только степенью дружбы с чиновниками Минобразования, но и воздействуя на школьных учителей и методистов. Приезжает бригада, проводят совещание учителей, говорят, что наш учебник по химии, например, самый лучший. После этого учитель решает заниматься по этому учебнику и требует его приобретения от родителей.

На книжных прилавках – пёстрый калейдоскоп учебной литературы. Под грифом "Рекомендовано Министерством образования" к использованию в учебном образовательном процессе на 2004-2005 учебный год 531 наименование учебников, плюс 603 с грифом "Допущено". Прежде чем учебник придёт в школу, автор проделывает огромную работу, на которую уходят годы. Судьбу будущего учебника решает Федеральный экспертный совет при Министерстве образования и науки РФ, учебник должен быть апробирован учителями.

Корепова Клара Евгеньевна - доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета, автор программы и учебников «Родное слово» для 1-4 класса рассказала учителям о принципе построения обучения по своей программе в начальной школе. Основную роль авторы уделяют работе со словом. Личностные качества персонажа, прочитанной сказки анализируются детьми достаточно подробно с использованием различных эпитетов и прилагательных, тем самым расширя словарный запас учеников. Курс построен на принципах педагогики К.Д. Ушинского. Учителей начальных классов заинтересовали эти учебники, но использовать их возможно в качестве дополнительного материала, так как в нашей области обучение проводится по другим программам и комплектам учебной литературы.

Марьина Ольга Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, соавтор учебников по литературе для 8-11 кл. познакомила учителей с концепцией программы Курдюмовой Т.Ф. В каждом классе, начиная с пятого, курс изучения литературы построен по принципу концентричности - от древности до наших дней. В основе – связь времён и литератур разных народов, особое внимание уделяется сюжету. Для учащихся 5-6 классов в центре личность героя-ровесника, они знакомятся с произведениями А.Островского, В. Жуковского, С. Аксакова, А.Чехова, Н.Некрасова, М.Твена, Р.Шекли. В старших классах линия сюжет-герой-жанр просматривается через изучение Древнерусской литературы, классиков ХIХ века, и произведений современников – Б.Окуджавы, В.Распутина, А.Вознесенского и др.

Пурышева Наталья Сергеевна - доктор педагогических наук, зав, кафедрой методики преподавания физики Московского педагогического государственного университета, автор учебников по физике познакомила учителей с курсом Пурышевой — Важеевской, в котором очень большое внимание уделяется эксперименту — как одной из ступеней познания и овладения физическими знаниями. Курс имеет спиральный характер: к изучению механики и электричества учащиеся обращаются дважды на разных уровнях в соответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями. Приоритетными в новом курсе являются цели, направленные на развитие личности, удовлетворение познавательных потребностей. На сегодняшний день курс Пурышевой — Важеевской — единственный, который снабжен рабочей тетрадью. Большое количество заданий, которые можно использовать и на уроке, и дома — задания для работы с учебником, экспериментальные задания, задачи, дополнительная информация, — все это помогает в формировании знания основ физики, в развитии интереса к предмету и, конечно, мышления.

По словам автора учебников и пособий по ОБЖ Миронова Сергея Константиновича - члена учебно-методического комитета по безопасности жизнедеятельности высшего педагогического образования МО РФ предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» после Бесланской трагедии должен стать базовым в школе. С этого учебного года ОБЖ как Федеральный компонент ведётся в каждом классе один час в неделю. В новых учебниках делается попытка интеграции ОБЖ в другие предметы, например на уроках географии не только изучать феномен землетрясений, но и как себя вести в условиях природных катаклизмов, или как выжить в различных климатических зонах. Сегодня издаётся большое количество наглядных и методических пособий по ОБЖ, готовится к выпуску учебник по основам военной службы.

С учителями предметниками встретились Габриелян Олег Сергеевич - кандидат пед. наук, профессор кафедры естественно- экологического образования ИПК Московской области, заслуженный учитель РФ, первый лауреат премии Московской мэрии в области образования, пятикратный Соросовский лауреат, первый победитель конкурса «Учитель года», автор учебников и методических пособий по химии; Сиротин Владимир Иванович - главный редактор картографического издательства «ДИК», автор методических пособий и рабочих тетрадей по географии; Кулакова Елена Николаевна - научный сотрудник лаборатории средств обучения для технологического образования РАО МО РФ, учитель-практик, автор учебников технологии «Обслуживающий труд»; Сивоглазов Владислав Иванович – директор по тематическому планированию издательства «Дрофа», кандидат педагогических наук, вице-президент Российской ассоциации учителей биологии, член-корреспондент Российской академии естественных наук, автор учебников по биологии.

Учителя с интересом задавали вопросы, обсуждали наболевшие проблемы, особенно педагогов интересовали новые подходы к изучению предметов, переход на профильное обучение. В кулуарах института обсуждение учебников продолжалось в течение всего дня. Вот мнения учителей и методистов о современных учебниках и методической литературе:

Обилие учебников попросту мешает учебному процессу. В каждой школе есть приверженцы того или иного автора. Нет единой программы обучения предметам, как было в советской школе. Если учебники физики, химии, математики не очень сильно отличаются, то с гуманитарными просто катастрофа. Разработчики исходят из личных политических пристрастий. Это прямое упущение государства, в первую очередь Минобразования.

Это хорошо, что учебников много и они разные. Учитель, ученик могут выбрать то, что их больше устраивает. Кто-то скажет: в море учебников сложно ориентироваться. А кому сегодня легко? На то он и педагог, профессионал, чтобы суметь разобраться, какую лучше взять книгу.

Наши учебники очень перегружены. В том числе сведениями, которые, как показывает практика, подавляющему большинству выпускников никогда в жизни не потребуются. Мне кажется, что создание профильных классов в старшей школе поможет разгрузить и учебники, и учеников.

Современные учебники, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Во-первых, большинство книг написано очень тяжелым языком. Во-вторых, они перегружены излишней информацией. Кроме того, частное совершенно не отделено от общего. В-третьих, много фактических и даже грамматических ошибок, что свидетельствует о непрофессионализме авторов.

В одних школах используют одни комплекты учебников, в других другие, это такая неразбериха в нашей стране. Конечно, под маркой «демократизации» образования один учебник в школе сейчас немыслим. А такие встречи чрезвычайно полезны, мы сможем проанализировать новые представленные учебники, сравнить и увидеть, чем они лучше или хуже других. Школа сегодня становится дифференциальной, личностно-ориентированной, появляются лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением предметов, профильные классы и для учителя очень важно ориентироваться в том обилии учебников и методических пособий, которое нам предлагают авторы.

В этом году уже начали действовать новые гигиенические требования к учебникам для школ, колледжей и училищ. В них определены качество бумаги, шрифт и даже вес книг. На некачественные учебные издания теперь можно будет жаловаться в Госсанэпиднадзор. Санитарные врачи озабочены здоровьем российских школьников. Запрещается пользоваться книгами, где есть дефекты, приводящие к искажению или потере информации. На странице должно быть не больше четырех переносов слов. Определены и другие правила выпуска учебников, например вес книги для ученика начальных классов не должен превышать 300 грамм, старшеклассникам разрешается пользоваться учебником максимум в 600 грамм. Размер и вес многих учебников не устраивают не только школьников, но и педагогов.

Специально для ИА «Бел.Ру» Ирина Будагянц

"