Posted 11 мая 2005,, 11:04

Published 11 мая 2005,, 11:04

Modified 29 июля 2022,, 12:42

Updated 29 июля 2022,, 12:42

Финансирование научной деятельности вузов будет осуществляться на конкурсной основе

11 мая 2005, 11:04
11 мая в Белгороде состоялось выездное заседание Совета Российского Союза ректоров, на котором присутствовал Министр образования РФ А. Фурсенко. На Совете обсуждались вопросы формирования условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала высшей школы, интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров.

Открыл заседание Президент Российского Союза ректоров, академик В. Садовничий. В своём выступлении он подробно рассмотрел значение вузовских исследований в развитии фундаментальной российской науки, особое внимание уделив такому неоднозначно воспринимаемому новшеству, как разгосударствление образовательных учреждений, выборочная система финансирования и некоторые другие аспекты модернизации современной образовательной системы.

Не вызывает сомнения тот факт, заявил господин Садовничий, что вузовская наука является наиболее динамичной частью российских знаний. Каждый год образовательные учреждения пополняются результатами только что проведённых опытов и экспериментов, рассказывают о которых их авторы и непосредственные участники. Именно вузовские исследования наполняют все остальные сферы научной деятельности как России, так и других стран мира. Однако существуют и другие показатели – только 40% всех вузов страны выделяют средства на научные исследования, и только в 17% образовательных учреждений объём этих средств достигает 20 миллионов рублей и более. Подобное соотношение сил, подчеркнул академик, заставляет задуматься о качестве дипломов, получаемых абитуриентами. Недостаток знаний является причиной невостребованности таких специалистов на рынке труда, в современных экономических условиях. Этим и объясняется желание Министерства образования РФ ограничить количество вузов, которые в результате реформирования останутся на попечении государства.

«Наверное, такой путь реформирования имеет право на существование, - высказал свою точку зрения на этот вопрос академик Садовничий, - однако важно помнить, что решения, определяющие судьбу того или иного вуза, должны быть максимально объективными, а предшествовать им должна большая подготовительная работа». Особое внимание ректоров докладчик обратил на необходимость создания системы многоплановой поддержки государством научных учреждений: «Возможно, где-то необходимо будет поддержать только одного доцента, и это тоже для нас очень важно», - подчеркнул В. Садовничий.

Академик также обратил внимание ректоров и Министра образования РФ на отсутствие правовой базы, регулирующей процесс интеграции образования и науки. Модели процессов интеграции могут быть различные. В частности, предполагается, что новые формы интеграции будут формироваться как на базе университетов, так и на основе институтов Российской академии наук, государственных научных центров. Университетам, выполняющим широкомасштабные научные исследования, будет присвоен статус исследовательских университетов или государственных научно-образовательных центров. В вузах, в которых есть соответствующие научно-исследовательские подразделения, также будут создаваться учебные центры по приоритетным научным направлениям.

Наряду с финансированием научной деятельности на конкурсной основе, скорее всего, будет введено сметное бюджетное финансирование научных институтов в структуре исследовательских университетов. В мероприятия по государственной поддержке интеграционных процессов будут включены вопросы создания филиалов университетов на базе наукоградов, крупных научных центров, создания центров коллективного пользования научным оборудованием, телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации и т.д.

В перспективе роль федерального бюджета в общем объёме финансирования процессов интеграции будет достаточно значимой. К примеру, по словам А.Фурсенко, за три года объём внутренних затрат на науку в высшей школе планируется удвоить. «Мы создадим такие условия, при которых получение значительной финансовой поддержки на развитие отечественной науки станет реальностью», - заявил чиновник. Впрочем, по его словам, такие возможности уже есть, и в дальнейшем их нужно будет только развивать.

Создание единой научно-образовательной системы принципиально нового качества, о котором речь шла на международной конвенции в Болонье, невозможно без модернизации программ, которые действуют давно и довольно успешно. Таковой является программа «Интеграции науки и образования на 2002 – 2006 годы», которая в настоящее время объединена с научно-технической программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники». В этом смысле Союз ректоров предложил поставить вопрос перед Правительством РФ о восстановлении статуса ФЦП «Интеграции науки и образования на 2002 – 2006 годы», продлить срок её действия и увеличить объёмы финансирования.

По окончании заседания министр осмотрел университетский кампус и встретился с преподавателями и студентами БелГУ. Студентов и профессоров в первую очередь интересовали животрепещущие вопросы финансирования высшей школы, строительства спортивного комплекса и конечно же аспирантских и студенческих стипендий.

"