Преподавание православной культуры и профессиональная ориентация – насущные проблемы белгородского образования

Преподавание православной культуры и профессиональная ориентация – насущные проблемы белгородского образования

Преподавание православной культуры и профессиональная ориентация – насущные проблемы белгородского образования

9 декабря 2006, 12:48
Наука
Мария
Проблемы духовного воспитания и профессионального образования в равной мере заботят белгородских педагогов. На состоявшейся 7 декабря коллегии управления образования и науки Белгородской области этим вопросам уделялось равное внимание.

Принятый Белгородской областной думой в июне 2006 года закон об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов вызвал в средствах массовой информации ажиотажную, зачастую неадекватную реакцию. Напомним, что законом Белгородской области вводится обязательное изучение учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Православная культура», причём на введение ОБЖ никакой реакции – ни положительной, ни отрицательной – со стороны общественных организаций или чиновников не последовало. Страсти кипят именно вокруг «Православной культуры».

 

 

За три месяца – а именно столько времени ведётся обязательное изучение регионального компонента – в управление образования и науки области поступило тридцать писем от ста двадцати граждан, не желающих, что бы их дети приобщались к изучению православной культуры. Среди белгородских педагогов также нет единого мнения по вопросу преподавания данной дисциплины. Впрочем, отсутствие стопроцентного согласия не является чем-то удивительным. Прошло то время, когда на любое решение партийных органов народ отвечал дружным «Есть!», и наличие собственных взглядов является нормой жизни современного общества.

 

Все же управлением образования и науки была проанализированы деятельность тридцати двух образовательных учреждений Белгородской области и банки данных учителей «Православной культуры». Выяснилось, что далеко не все педагоги знают правильное наименование предмета и называют его «Основы православной культуры», «Православие» и т.д. В трети белгородских школ родительские собрания, посвящённые введению регионального компонента, были проведены только в октябре, и родители оставались в неведении о цели обучения новым предметам. Многие родители не в курсе культурологической направленности «Православной культуры» и считают её аналогом «Закона Божьего». Даже среди директоров школ встречается мнение, что изучение «Православной культуры» есть явление временное.

 

 

Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов было подготовлено около семисот преподавателей «Православной культуры» – практически на каждую школу области. Однако в ходе проверки выяснилось, что преподают этот предмет 2280 учителей, зачастую на каждые два класса приходится отдельный учитель. Руководители ряда школ и многие педагоги воспринимают «Православную культуру» как дополнительную нагрузку и поручают его ведение неподготовленным учителям. Такой подход дискредитирует и сам предмет, и учителя, зачастую оказывающегося методически невооружённым. Далеко не в полной мере используются мультимедийные приложения к учебным пособиям к предмету «Православная культура», и урок сводится к диктовке учителя.

 

Начальник управления образования и науки Станислав Тимофеев напомнил о культурологической сущности предмета, изучение которого должно вести сохранению культурного наследия, и особо подчеркнул светский характер предмета, ни в коей мере не сопровождающийся религиозными обрядами.

 

Не менее важным направлением работы на Белгородчине является сектор профессионального образования. С 2007 года учреждения начального и среднего профессионального образования принимают участие в приоритетном национальном проекте и потому являются предметом особой заботы. В ближайшие годы в связи ухудшением демографической ситуации количество выпускников общеобразовательных учреждений уменьшится практически в два раза, что может привести к серьёзным последствиям в сфере профессионального образования.

 

 

Особую тревогу вызывает положение дел в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Чтобы сохранить само существование профессиональных училищ, лицеев и колледжей, их руководителям придётся стать менеджерами. Управлением образования и науки принято решение просить глав муниципальных образований о создании координационных советов по профориентационной работе для получения выпускниками школ профессионального образования на основе целевого приёма.

 

Этими мерами предполагается устранить перекос с переизбытком рабочей силы в городах и недостатком её в сельской местности, повысить качество подготовки специалистов, обеспечить их трудоустройством по месту жительства. Приём в учреждения начального и среднего профессионального образования будет проводиться по направлениям координационных советов. Для руководителей-менеджеров профессионального образовательного процесса это означает, что деньги на содержание образовательного процесса будут «следовать» за учеником. Придётся также пересмотреть перечень специальностей востребованных рынком труда. С 2007 года учреждения начального и среднего профессионального образования станут работать, основываясь на новых принципах. Белгородское профессиональное образование должно быть сохранено, чтобы полноценно работать в условиях продолжения национального проекта "Образование".

 

Завершая работу коллегии, начальник управления образования и науки Станислав Тимофеев поздравил директора государственного образовательного учреждения «Корочанская школа-интернат для детей с нарушениями речи санаторного типа» Нину Сухову с присвоением ей высшей учительской награды – звания «Народный учитель Российской Федерации». Указ о присвоении почётного звания Нине Дмитриевне был подписан Президентом РФ 13 ноября 2006 года. Теперь на Белгородчине три учителя – обладателя самого почётного для педагога звания. Пока в России есть такие учителя, образование в нашей стране находится в надёжных руках.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter