Православная культура в школе: «за» и «против»

Православная культура в школе: «за» и «против»

4 ноября 2004, 10:17
Наука
Мария
Спор об актуальности введения в государственных школах, лицеях и гимназиях учебных предметов «Православная культура» и «Основы и ценности православия»  ведётся уже несколько лет.

 

 

Белгородчина в этом вопросе «впереди планеты всей», полным ходом у нас идут эксперименты по созданию духовно-образовательных, просветительских центров и внедрению в школьные программы уроков по основам православия. Как увлечь детей божественной истиной, отражённой в православной культуре? Об этом шла речь на областном семинаре учителей  основ православия с кандидатом педагогических наук, действительным членом Международной педагогической академии Людмилой Шевченко.

 

 

 

Людмила Леонидовна – автор экспериментального учебно-методического комплекта для начальной школы «Православная культура», выпущенного при содействии центра поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Председателем научно-редакционного совета издания выступает архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. В Белгородской области второй год идёт эксперимент по обучению «Православной культуре» в начальной школе. На практической части семинара учителя показали открытые уроки. Занятие В.И. Мищенко, учителя гимназии №2 г. Белгорода, было посвящено жизни и деятельности Святителя Иоасафа Белгородского и проходило в форме экскурсии в Духовно-просветительском центре во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Дети рассуждали о том, что значит послушание, благодать, повторяли заученные фразы и определили, что Любовь к Родине - это значит любовь к Богу, а, молясь и исповедываясь, можно искупить все свои грехи, такие как лень и непослушание.

 

 

По словам Л.Л. Шевченко в Белгородской области «созданы идеальные условия для обучения школьников православной культуре, в других регионах пока не решаются так широко внедрять этот предмет, а создание центра православной культуры в бывшем католическом костёле в Москве, например, вызвало бы межконфессиональный скандал».

На встрече с учителями области Людмила Леонидовна поднимала вопросы, как преподнести детям в курсе «Православной культуры» идею спасения, понятия благодати и божественной истины, если ребёнок обучается вне храма: «вести ребёнка в храм мы, учителя, не имеем права в соответствии с «Законом об образовании», потому опыт Белгородчины в создании духовно-просветительских центров не нарушает принципа отделения церкви от школы». Основная идея курса «Православной культуры» не только рассказать о Боге, который пришёл в этот мир, чтобы спасти его, но выработать отношение у детей о том, что человек должен пройти крестный путь - путь христианина, который прошёл Христос. В третьей книге в теме «Как люди предали Христа» третьеклассники знакомятся  с понятием предательства, так от сопереживания они должны прийти к знаниям об искуплении. Словом, по определению автора учебника, смысл жизни человека – «в свете жизни Богочеловека в сотворённом Творцом мире», в этом и состоит богословское осмысление предмета.

 

 

Конечно, важно, чтобы педагоги, преподавая «Православную культуру» в младших классах не переусердствовали и не перешли положенную грань информирования школьников об основах и ценностях православия в обучении религии. А обучение религии – это обучение участию в обрядах, учение богослужению, молитве. 

 

Специально для ИА «Бел.Ру» Ирина Будагянц

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter