В десяти школах Белгорода пройдёт эксперимент

В десяти школах Белгорода пройдёт эксперимент

4 июня 2007, 11:17
Наука
Мария
На днях в лицее № 9 областного центра состоялось заседание Управляющего (общественного) совета.

Такие структуры в соответствии с планом мероприятий по реализации комплексного проекта модернизации образования Белгородской области, программой регионального эксперимента по развитию государственно-общественного управления в системе образования будут созданы в десяти общеобразовательных учреждениях города.

 

Как сообщил корреспонденту ИА «Бел.Ру» заместитель директора научно-методического информационного центра Управления образования Белгорода Александр Зарубин, Управляющий совет (УС) будет коллегиальным органом управления образовательным учреждением, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

 

 

Функций, которыми будут наделены новые структуры, немало. Остановимся лишь на некоторых из них: определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения; содействие в реализации и защите прав и законных интересов участников образовательного процесса; участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного стандарта общего образования, системы оценки знаний обучающихся при промежуточной аттестации; содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса; общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности учреждения и привлечённых средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности (на взгляд автора – это и есть одна из важнейших функций). Оставшиеся функции касаются контроля за здоровыми и безопасными условиями обучения и воспитания, подбора кандидатуры руководителей школы, содействия социального партнёрства.

 

Разработанными рекомендациями (судя по всему, московскими специалистами от образования) предлагается УС сформировать в количестве от 11 до 25 членов с использованием процедур выборов и кооптации. Состоять новая демократическая структура должна из родителей (законных представителей) обучающихся, и количество их может исчисляться от одной трети до одной второй (половины) полного состава УС; представителей трудового коллектива школы (не более одной четверти); представителей из числа обучающихся в количестве 2-х человек; кооптируемых членов (этими членами могут стать представители общественных и иных сторонних организаций, каковыми в лицее № 9 стали член городского Совета ветеранов Абрам Ехилевский, правовой инспектор труда обкома профсоюза работников народного образования Вера Трукшина и доцент кафедры педагогики БелГУ, кандидат педагогических наук Наталья Кирий); представителя учредителя – один человек (поскольку таковым себя объявил в ходе заседания господин Зарубин, остаётся догадываться, что самим учредителем является Управление образования Белгорода) и директор школы.

 

Изложенный в письменном виде порядок создания УС состоит из десяти пунктов, начиная от «обсуждения в школьном сообществе идеи создания Управляющего совета; цели, полномочия, состав, выборы и т.д. (оформляется протоколом собрания).

 

Заседание прошло довольно гладко. Во вновь создаваемый Совет было единогласно кооптированы предложенные кандидатуры (несмотря на то, что двое из них отсутствовали, как было заявлено председателем собрания, по уважительной причине – автор), был даже избран председатель УС в лице известного в городе и области человека – Александра Стукалова, в данном случае – родителя одного из учеников лицея № 9. Членам УС было предложено ознакомиться с «локальными актами», регламентирующими его деятельность. Тут, правда, у кого-то из членов вырвался нечаянный вопрос – а кто и когда будет регистрировать новую структуру, ведь без регистрации она попросту нелегитимна? Господин Зарубин успокоил присутствующих: это формальность, да и юридически эта часть не совсем проработана. Да разве в этом вопрос?

 

После наукообразных формулировок о функциях, целях и задачах последующие, по сути – завершающие вопросы повестки дня, наконец-то коснулись конкретных дел. Один из них был сформулирован следующим образом: (цитата из официального текста повестки дня): «Рассмотрение положения о внешнем виде обучающихся лицея № 9». Тема не нова и достаточно актуальна. После отмены обязательной для всех школьников формы, дебаты на эту тему ведутся уже второй десяток лет, и единого решения в масштабах не только города, но и области, и страны в целом так и не найдено. В некоторых учебных заведениях пришли к возможности заказать единые комплекты для всех учащихся, где-то проблема решалась на уровне каждого класса. На заседании нового Совета, заслушав мнения сторон, решили остановиться на тёмном «низе» – белом «верхе» для девочек и «деловом» тёмном костюме для мальчиков. Представитель обучающихся Алексей пытался объяснить, что вполне допустим и светлый костюм. Но его доводам не вняли остальные присутствующие. А уж от вопроса одной из преподавательницы, заданного практически уже в конце обсуждения темы – «Так какие же меры воздействия применять к тем, кто не будет придерживаться принятых правил?» – повеяло советским авторитаризмом.

 

Зато как пахнуло свежестью и неординарностью от мнения нового поколения, когда тот же самый Лёша заявил, что не совсем удобно надевать чистую одежду после уроков физкультуры. Реакция представителей трудового коллектива была совершенно «адекватной»: может быть, вам ещё душ в школе устроить? «Конечно, душ, – не понял негодования преподавателей ученик. – Увеличить минут на пять переменку, думаю, это вполне реально». Алексея поддержал и другой представитель обучающихся – Олег. «Идея, достойная обсуждения, – выразил своё мнение «свежеиспечённый» председатель УК. – Думаю, ребята у нас перспективно мыслящие, могут и сами проект разработать. А мы уж поможем реализовать».

 

Есть в этом плане более приземлённые примеры. На этом же заседании затронули тему сменной обуви. Педагоги предложили выделить для переобувания и хранения ботинок и туфель отдельное помещение. Однако, в заботе о чистоте в школьных коридорах и классных комнатах, учителя постоянно забывают об элементарной гигиене – покажите мне хоть одного школьника, который бы после процесса переобувания пошёл бы в школьный туалет и вымыл руки с мылом. Ведь он только что брался за подошву, которая ступала по тротуарам, которые – спросите у эпидемиологов – кишмя кишат заразными бациллами. Или мыло (не говоря уж о туалетной бумаге) лежит в школьных туалетных комнатах на любой вкус и цвет?

 

Впрочем, возможно именно при таких открытых обсуждениях и будут затронуты темы, которые считают неприличными при реализации столь активных процессов, считающихся сегодня не просто важными, но и выдвинутых в качестве национальных проектов.

 

Так же, как, например, и вопрос об организации горячего питания, обсуждённый новым Советом лицея № 9. Вопрос обсудили досконально, вплоть до изменения культуры питания общества в целом. Участники заседания отметили, что во многих семьях уже отказались от традиционного первого блюда. Даже аргументы были приведены: народ стремится много заработать, готовить разносолы некогда. Родители – особенно преуспевающие – считают, что гамбургер или ещё какая-либо отечественная соевая сосиска в булке с каплей майонеза и кетчупа с импортным названием «хот-дог» с запивкой в виде «Кока-колы» – вполне достойные блюда для удовлетворения потребности в пище подрастающего поколения. Только почему же тогда «на выходе» из школы лишь 10 процентов учеников считаются практически здоровыми?

 

У лицея № 9 проблема усугубляется тем, что ООО «Донец», несколько лет назад взявшееся обеспечивать это и ряд других учебных заведений горячей едой, с 1 сентября от лишней «головной боли» с копеечными булками и борщом решило избавиться. Директор лицея Игорь Цецорин сообщил участникам заседания, что рассматривается два варианта: вернуться на обслуживание в комбинат школьного питания либо обратиться с просьбой в комбинат питания ЖБК-1. Правда, руководство промышленного предприятия, на договорной основе обслуживающее ряд школ, пока об этом не знает. Потому члены УС делегировали права директору школы «прощупать почву», узнать, согласятся ли промышленники взять под своё крыло ещё одно учебное заведение. Которое, по правде говоря, считается одним из самых престижных и успешных в областном центре. А теперь, при наличии нового управляющего органа, надо полагать, и вовсе в лидеры выбьется. Как и остальные девять учебных заведений, в которых Управляющие советы должны быть созданы в самое ближайшее время.

 

А в течение трех лет, сообщил Александр Зарубин, эта структура появится буквально во всех общеобразовательных школах. Очень хотелось бы верить, что все эти организационно-структурные преобразования на самом деле положительным образом скажутся на всех участниках образовательного процесса. Ведь во всех происходящих нынче процессах, связанных с образованием, самая главная цель – это воспитание грамотного, здорового, развитого во всех отношениях поколения, идущего нам на смену.

 

И все-таки ещё одна информация к размышлению. Заседание прошло 31 мая, то есть, когда учебный год уже закончен. Каким же образом задача с приобретением соответствующей одежды будет поставлена перед родителями? И что, этот вопрос ни разу не обсуждался до заседания нового УС? Так же, как и с организацией питания? Тогда возникает ещё ряд вопросов, но их мы оставим для более подходящего случая.

 

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter