Критерии оценки власти в регионах: белгородские за и против

Критерии оценки власти в регионах: белгородские за и против
27 декабря 2018, 10:53ПолитикаЕвгений Грицков, Сергей ЕгоровФото: Сергей Егоров/Бел.Ру
Журналисты информагентства обратились к региональным экспертам с просьбой прокомментировать введение критериев оценки губернаторов на федеральном уровне.

Напомним, Владимир Путин подписал перечень из 15 критериев, необходимых для оценки эффективности власти в российских регионах. Основанием разработки стал майский указ президента о национальных целях и стратегических задачах развития страны до 2024 года.

Насколько оправданной и эффективной станет такая методика? Журналисты ИА «Бел.Ру» попросили региональных общественников и политиков высказаться по этому поводу.

Александр Ахтырский, председатель Общественной палаты Белгородской области:

Критерии здравые. Практически все предполагают конкретные показатели, измеримые в рублях, метрах квадратных и т. д. На их фоне пункт «Уровень доверия к власти» выглядит самым абстрактным и сложноизмеримым. Возможно, его вынесли в начало списка именно по этим соображениям, как самый трудный и ресурсоёмкий в подсчётах. Надеюсь, что за каждым пунктом есть разработанная экспертами методика получения, обработки и расчёта данных.

Я бы ещё добавил в критерии пункт о реализации патриотического воспитания: охват молодёжи, какие средства в бюджете заложены, какие проекты реализуются. Это очень важное и актуальное направление, которому в Белгородской области уделяется достойное внимание.

Михаил Бажинов, член Общественной палаты РФ:

Считаю это нововведение очень правильным и смелым шагом – дать возможность людям ставить оценку власти. Такой подход характерен для демократической страны, это совпадает и с основными ожиданиями общества. Безусловно, нормальные люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне, видеть перспективы, чтобы планировать свою жизнь, быть спокойными за будущее детей. В этом интересы власти и общества совпадают.

Сергей Бочарников, депутат горсовета Белгорода, партия «Справедливая Россия»:

Что касается первого критерия. Президент руководит всей страной. Какому-то региону это может нравиться, какому-то не нравиться. Если люди живут на Курилах, а президент захочет их отдать? Вся страна, может, будет и за, но Курилы будут против. Не считаю, что уровень доверия президенту в регионе может быть показателем работы губернатора.

Положительно отношусь к вопросу о рабочих местах в небюджетном секторе, количеству занятых в малом бизнесе. Это средний класс, его наличие как раз и показывает работу правительства и губернатора на местах. Но этого мало – должен быть отражён реальный доход населения: сколько людей получает зарплату ниже прожиточного минимума, до 20-25 тысяч рублей, чтоб было видно. А то опять будет публиковаться подушевой доход свыше 40 тысяч. Я даже не знаю, как на это реагировать.

Естественный прирост населения – тоже не совсем стезя губернатора, потому что большинство программ у нас федеральные. Жилищные условия – да, улучшили люди жильё, а какой ценой это сделали и сколько будут «стонать» от этого, сколько лет будут платить за свои улучшенные условия?

Цена на жильё у нас в регионе довольно высока. Есть программы, тоже государственные. Это тоже не заслуги губернаторов.

По дорогам вопросов особых нет. Как оценить качество окружающей среды? Как будут проходить проверки в том же Шебекинском районе, где завод премиксов, у свинарников, курятников? Насколько будут объективны критерии?

Тот же подушевой доход в 40 тысяч. У меня семья из четырёх человек – это я должен получать 180 тысяч? Подогнать можно любой из этих показателей, если это не относится к федеральным программам.

Как работают в области по этим критериям? По официальной статистике – отрабатывают на отлично. Но мы прекрасно знаем недоработки нашей власти. Хотелось бы, конечно, видеть отчёт, как губернатор отчитался по этим пунктам.

Константин Климашевский, депутат горсовета Белгорода, ЛДПР:

Сами по себе критерии оценки эффективности по большей части неплохие. Но вопрос: кто будет оценивать и контролировать цифры, которые будут предоставляться в качестве отчёта? Чиновники – мастера рисовать статистику. Например, уровень доверия к власти. Мы видим, что сейчас он в целом положительный, но при этом в СМИ, интернете есть куча негативных комментариев в адрес губернатора, правящей партии.

Больше всего бросается в глаза такой критерий, как реальная среднемесячная заработная плата работников. Об этом ЛДПР давно говорит, что цифра самая необъективная. Кто-то декларирует доход в миллиард, а кто-то получает 10 000. Поэтому мы считаем, что нужно показывать минимальный размер оплаты труда в регионе и количество людей, его получающих. Тогда мы будем видеть картину более объективно.

Уровень бедности в процентах. Тоже не совсем объективный показатель. Есть категория населения с теневым доходом, которая нигде не учитывается и не отражается. Официально у них будет ниже прожиточного минимума. Люди ездят на классных премиальных автомобилях, но не имеют дохода. Нонсенс. Я бы к бедным их не отнёс.

Продолжительность жизни, прирост населения – да, показатели очень важные. Они, наверное, отражают реальную картину. С автомобильными дорогам регионального значения у нас более-менее всё в порядке.

Валерий Шевляков, депутат Белгородской областной Думы, КПРФ:

В критериях оценки региональных властей есть показатели, которые косвенно зависят от руководителя региона. Бизнес у нас в основном частный, и у государства остаётся лишь регулирующая роль. Оно не может воздействовать, говорить, что производить. Планы, которые разрабатываются на уровне регионов, – не директивные, а индикативные. Они носят рекомендательный характер.

Есть такой показатель, как бедность. Но от чего её считать? Если от двух прожиточных минимумов на человека – да, возможно. Средняя зарплата по области – не показатель. На очереди за жильём у нас малообеспеченных и многодетных – 21 000. Много это или мало? В районах спрашиваешь: сколько вы предоставили квартир? Отвечают: а мы не строим. А зачем на очередь записывать? А так по закону положено, говорят. И очередь эта не движется. Хотя в критериях оценки есть показатель обеспеченности жильём.

Если говорить о сегодняшнем дне, в критерии оценки властей следовало бы включить инноватику – сколько в реальном секторе экономики региона производится продукции инновационного типа. По стране у нас 9 %. Мы Грецию не можем догнать с Португалией, где 29 %. Не говоря уже о Германии и Австрии, где около 70 %.

Один из показателей – дороги, но регионального значения. А местные? Иногда до райцентра доехал, а в село проехать нельзя. А обеспеченность социальными благами? Это наличие в сёлах детского сада, школы, медпункта, клуба, магазина. Вот ко мне обращаются: маленькое село, сто человек там проживает, а магазина нет. Я понимаю, что предпринимателю невыгодно. Поэтому туда должно пойти государство, муниципалитет.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter