Posted 20 марта 2019, 13:08

Published 20 марта 2019, 13:08

Modified 20 августа, 01:56

Updated 20 августа, 01:56

Генпрокурор разберётся с длительным содержанием в СИЗО Виктора Филатова

20 марта 2019, 13:08
Ассоциация защиты бизнеса по поручению бизнес-омбудсмена Титова направила генпрокурору Чайке список из восьми предпринимателей, длительно содержащихся под стражей.

Помимо белгородских предпринимателей – Виктора Филатова, Александра Пивоварова, Станислава Милькина, Алексея Зеленского и Павла Тищенко, – находящихся в СИЗО свыше 44 месяцев, в списке имена руководителя «Русальянс Строя» Алексея Эккерта (под арестом 36 месяцев), а также экс-председателя правления «Капиталбанка» Сергея Осипова, который содержится под стражей 27 месяцев.

Как сообщил «Интерфаксу» общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, при бизнес-омбудсмене и глава Ассоциации защиты бизнеса (АЗБ) Александр Хуруджи, генпрокурор публично пообещал разобраться со случаями длительного содержания под стражей бизнесменов, арестованных по статьям об экономических преступлениях, а также проверить обоснованность их привлечения к уголовной ответственности.

Проблемой защиты бизнеса, в том числе и от неправомерного уголовного давления, Борис Титов занимается все годы, что находится в статусе бизнес-омбудсмена, а это почти семь лет. Несмотря на установки высшего руководства страны и сформированную позицию общественности, ситуация продолжает оставаться критической и губительной для делового климата в стране.

По мнению омбудсмена, меры преодоления находятся в правовой и законодательной плоскости. Для того чтобы правоохранительные структуры не становились инструментом давления и откровенного рейдерства, были разработаны предложения, которые Борис Титов передал руководителю администрации президента Антону Вайно.

Как председателю рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства Борис Титов предложил Антону Вайно вынести на обсуждение группы важные вопросы относительно предотвращения неправомерного уголовного давления на бизнес.

В числе предложенных мер — запрет в УПК на возбуждение уголовных дел, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданско-правовых сделок. То есть невозможность привлечь к уголовной ответственности по делам, находящимся в сфере компетенции Арбитражного суда. С поправкой: кроме дел, признанных недействительными, мнимыми или притворными.

Создание прокуратурой открытого госреестра уголовных дел поможет сделать более прозрачным и контролируемым процесс рассмотрения обращений о преступлениях.

Ещё один запрет существенно снимет риск возникновения «рейдерских» дел, и он касается правоприменения к бизнесменам 210-й статьи (организация преступного сообщества) как инструмента устрашения жертвы и затягивания судебного процесса. Речь идёт о несовместимости применения статьи 210 вкупе с другими статьями (159, 160 и др.), под которые чаще всего «прячутся» чьи-то незаконные интересы.

Как отмечает Борис Титов, 210-я статья сейчас применяется для утяжеления обвинения и увеличения сроков содержания под стражей. Из 60 различных составов преступлений бизнесменов по 210-й статье уместно привлекать только по одному из них – подделка и распространение фальшивых денег или ценных бумаг.

В целом меры, предложенные Борисом Титовым, в полной мере соответствуют и тезисам, озвученным президентом страны в своём обращении Федеральному собранию, и его призыву – не допускать безосновательного продления арестов предпринимателей, высказанному на недавнем расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ.

Теперь необходимо получить активную поддержку правоохранительных органов, а главное – Прокуратуры РФ в устранении разрыва между законами и их практическим применением.

Напомним, что белгородские предприниматели, по экспертной оценке группы бизнес-омбудсмена и ряда общественных правозащитных организаций, в том числе АЗБ и ОНК, являются наиболее показательным примером применения подобной порочной практики. Все материалы дела, ход следствия, свидетельские показания говорят о заказном характере дела, тем не менее «законные» основания применения 210-й статьи в их случае остаются поводом задержания в СИЗО на протяжении более трёх лет.

Подпишитесь