Posted 24 октября 2017,, 14:34

Published 24 октября 2017,, 14:34

Modified 17 сентября 2022,, 14:51

Updated 17 сентября 2022,, 14:51

Связь наследственных тромбофилий с задержкой развития плода выявили учёные из Белгорода

24 октября 2017, 14:34
Учитывая этот фактор, практикующие врачи могут при правильных назначениях повлиять на ход беременности пациенток с наследственными тромбофилиями и непосредственно на нормализацию процесса внутриутробного развития ребёнка.

Результаты пятилетних исследований группы учёных под руководством доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин Медицинского института НИУ «БелГУ» Михаила Чурносова опубликованы в японском научном журнале Journal of Obstetrics and Gynaecology Research. Речь идёт о роли наследственных тромбофилий в развитии синдрома задержки роста плода (СЗРП) у женщин Центральной России.

Работа выполнена совместно с практикующими врачами перинатального центра Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа (акушер-гинеколог Оксана Зарудская), учёными Курского государственного медицинского университета (проф. Алексей Полоников) и Эр-Риядского университета (Саудовская Аравия) (Volodymyr Dvornyk).

В данном исследовании мы попробовали оценить вклад нескольких генов, которые могут быть причиной наследственных тромбофилий в формировании такого заболевания, как синдром задержки развития плода. Это одно из нередких заболеваний, связанных с нарушением течения беременности, результатом которого являются маловесные плоды с соответствующими проблемами затем. Михаил Чурносов

Тромбофилии – состояния, связанные с нарушением работы свёртывающей и противосвёртывающей системы организма человека. В их числе выделяют группу наследственных тромбофилий, в формировании которых участвуют до 20 генов.

Проанализировав результаты наблюдений 497 женщин в третьем триместре беременности, у половины из которых развивался синдром задержки роста плода, белгородские учёные выделили молекулярно-генетические маркёры наследственных тромбофилий, являющиеся факторами повышенного риска развития СЗРП.

Для сопоставления использовались результаты исследований, проведённых учёными во Франции, Италии и ряде других стран.

Наряду с сугубо научными результатами, которые в дальнейшем могут заинтересовать других исследователей, важно практическое применение полученных данных. Их используют для прогноза риска развития СЗРП у конкретной женщины, пояснил научный руководитель группы.

Это не анализ ради анализа, а исследование ради практического применения именно в тех проблемных ситуациях, когда надо помогать семье бороться с бесплодием, с неудачными завершениями беременности. Это делается для того, чтобы, скорректировав ведение женщины на этапе подготовки к беременности или на её ранних сроках, снизить риски возникновения синдрома задержки развития плода. И даже если одной семье это помогло получить здорового ребёнка, мы, как учёные, свою задачу выполнили, внедрив науку в практику. Михаил Чурносов

В настоящее время полученные результаты активно используются в работе акушерско-гинекологической службы региона и перинатального центра Белгородской областной клинической больницы.

Очевидно, что надо учитывать индивидуальные особенности, в том числе связанные с наличием генов, предрасполагающих к развитию тромбофилии, чтобы предупредить возникновение неблагоприятных последствий у данного конкретного человека. В отличие от наследственных факторов, которые не исправишь, наследственная тромбофилия достаточно легко корректируется. Назначаются прямые антикоагулянты, и если на них планомерно вести пациентов, получается положительный результат. Михаил Чурносов

Справка: Михаил Иванович Чурносов является известным учёным в области генетики человека и медицинской генетики. Его научный интерес – изучение молекулярно-генетических основ часто встречающихся заболеваний человека.

Под руководством проф. М.И. Чурносова защищены 2 докторские и 37 кандидатских. Он является автором более 500 научных и учебно-методических работ (в т.ч. более 100 работ в журналах из международных баз WoS, Scopus), 63 патентов на изобретения и ноу-хау, 12 монографий, 29 учебно-методических пособий. М.И. Чурносов является председателем диссертационного совета Д999.068.03 при НИУ «БелГУ» по специальности 03.02.07 – генетика (медицинские и биологические науки), членом редколлегии рецензируемых научных журналов International journal of medical biology (Англия), «Институт Стоматологии» (Санкт-Петербург) «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация». Научные работы М.И. Чурносова имеют фундаментальный характер и важную практическую направленность. Под его руководством современные генетические технологии активно внедряются в практическую медицину Белгородской области. С 2002 г впервые в области на базе лаборатории «Молекулярной генетики человека», возглавляемой М.И. Чурносовым, проводится молекулярно-генетическая диагностика перинатальных инфекций, наследственных тромбофилий, наследственных форм рака молочной железы и яичников.