Если на здоровье экономить нельзя, почему сокращают финансирование медицины?

Если на здоровье экономить нельзя, почему сокращают финансирование медицины?
Если на здоровье экономить нельзя, почему сокращают финансирование медицины?
14 сентября, 10:43МедицинаЕкатерина ДобринскаяФото: https://pixabay.com/ru/
Согласно отчёту Михаила Мишустина на Московском финансовом форуме, поступление доходов в бюджет выросло. Появились новые возможности для регионов, увеличились расходы на различные сферы: транспорт, образование, дорожное хозяйство, физкультуру и спорт. Про здравоохранение упоминания нет, сообщают «Новые Известия».

Вместе с экспертами издание провело исследование, чтобы выяснить, как изменились расходы на здравоохранение по сравнению с предыдущим годом, в каких регионах России изменения отразились на развитии сферы, а где не повлияли вовсе.

Актуальные данные размещены на сайте Единого портала бюджетной системы. Сравнение расходов региональных бюджетов на здравоохранение за период января-июля в 2020 и 2021 годах показало, что 63 региона сократили финансирование и лишь 17 увеличили. Общее сокращение составило 17,7%.

Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Николай Авксентьев пояснил, что расходы в 2020 году обоснованы распространением коронавирусной инфекции, а сейчас происходит возвращение к привычным затратам. Но по официальной статистике количество заражений сейчас больше, чем на пике первой волны в первом полугодии 2020 года. Соответственно, расходы не должны быть меньше относительно прошлого года.

Президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский уточняет, что необходимо оценивать не расходы региональных бюджетов, а консолидированные расходы. Это связано с тем, что финансирование медицины поступает из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и Фонда ОМС.

По данным Единого портала бюджетной системы РФ, федеральный бюджет тоже сократил расходы: в прошлом году было выделено 766,3 млрд рублей, а в текущем году – 746 млрд рублей. Стоит отметить, что Фонд обязательного медицинского страхования увеличил расходы с 2,36 трлн рублей в прошлых годах до 2,54 трлн рублей в 2021 году. Но разницы по-прежнему недостаточно, чтобы компенсировать сокращение. В результате финансирование медицины в 2021 году приблизительно на 17,4 млрд рублей меньше прошлогоднего показателя.

Недофинансирование здравоохранения отражается не только в документах, но и влияет на жизни людей. Так, в случае с больными ВИЧ уже закончились средства на покупку медикаментов. Теперь Минздраву необходимо использовать деньги, которые были рассчитаны на следующий год, чтобы около 60 тысяч человек смогли получить полный курс лечения. Возможно, ситуация разрешится, а, возможно, в следующем году средств также будет недостаточно.

Количество выделенных денег на здравоохранение в регионах всегда неоднородно, но контраст между субъектами только растёт. Большое значение при этом имеют возможности и желания региональных властей. Так, например, в Смоленской области и Северной Осетии выделяют около 2 тыс. рублей на каждого жителя и продолжают сокращать финансирование. Камчатка, Тюменская область и Чукотка выделяют от 10 до 34 тыс. рублей на каждого жителя и увеличивают финансирование медицины.

Основные расходы регионы ожидают во второй половине года. Высшая школа экономики оценивает вероятный дефицит в конце года в 1,2 трлн рублей. Первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко подчеркнул, что при уменьшении финансирования ухудшается качество оказываемой медицинской помощи, а в последние 20 лет средств поступает приблизительно в 2 раза меньше, чем нужно.

Как отмечает Александр Саверский, недостаточное финансирование сферы здравоохранения становится причиной роста смертности. Опираясь на опыт разных стран, можно сказать, что сохранять стабильный показатель смертности получится только при условии расходов не менее 6% от ВВП.

Президент «Лиги защиты пациентов» также указывает, что бесплатной медицины уже не осталось. Процент платных медицинских услуг в России увеличивается с каждым днём. Даже в государственных больницах предоставляют платные услуги. В итоге 48% всех расходов на здравоохранение принимают на себя сами пациенты. Люди вынуждены платить за лечение из собственного кармана, обращаться за помощью в медицинские учреждения более успешных регионов, чтобы получить помощь квалифицированных специалистов. В других развитых странах такой высокой доли расходов на получение лечения нет.

Николай Прохоренко обращает внимание, что в среднем по странам ОЭСР население самостоятельно оплачивает около 20% от всех расходов на здравоохранение, в то время как в России люди покрывают больше 40% всех расходов из своего кармана.

Минздрав не влияет на принятие решений региональных правительств и Фонда обязательного медицинского страхования. По словам Николая Прохоренко, регионы сами распоряжаются финансированием в соответствии с тем, сколько средств выделено из федерального бюджета. Ответственность за принятие решений и распределение денег на проекты лежит на губернаторах.

Здоровье населения страны должно стать одним из главных государственных интересов, чтобы граждане могли обращаться за качественной и эффективной медицинской помощью и получать её, не вкладывая при этом свои средства.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter