ОСАГО по-новому: что «подкрутят» в законе по «автогражданке»

ОСАГО по-новому: что «подкрутят» в законе по «автогражданке»

31 октября, 07:10
Экономика
Сергей Егоров
Photo: Сергей Егоров/ИА "Бел.Ру"
Нововведения ждут белгородцев, как и всех россиян, с начала 2019 года.

Дискуссии

Принятие закона о страховании автогражданской ответственности в своё время – 15 лет назад – было для российских автолюбителей чуть ли не шоком. Несмотря на широкую подготовку, многие водители далеко не сразу поняли, как работает новая система и зачем она вообще нужна. Тем не менее россияне разобрались в хитросплетениях автострахования достаточно быстро. И все эти годы не утихают споры о том, как сделать законодательство более адекватным нашим реалиям, как «подрихтовать» его под запросы рядовых участников дорожного движения.

Похоже, часть из вполне рациональных предложений общественности будет реализована уже с начала 2019 года.

Бонусы

Пожалуй, самая важная из предлагаемых поправок в закон касается правил присвоения конкретному водителю коэффициента бонус-малус, или КБМ. Это что-то вроде банковской кредитной истории, только здесь учитывается не регулярность кредитных платежей, а безаварийность езды на дорогах. Если вы ведёте себя хорошо и не становитесь виновником ДТП, закон позволяет вам экономить на покупке следующего полиса ОСАГО. Скидка порой достигает 50 % его стоимости. В противном случае очередной полис обойдётся вам дороже.

Принцип представляется вполне справедливым, однако на практике в настоящий момент он демонстрирует некоторые перекосы. В частности, это касается «сгорания» накопленного коэффициента в случае перерыва в оформлении полисов ОСАГО. При возобновлении оформления полиса предыдущие баллы не учитываются, и автовладельцу, по сути, нужно начинать всё сначала. Таким образом, с этой точки зрения не имеет значения, был водитель на дороге вежлив и аккуратен или, напротив, зарекомендовал себя отрицательно, спровоцировав ДТП. Если в течение одного года хороший и плохой водители не приобретали полис ОСАГО, а потом вновь «вернулись в строй», их история начинается с чистого листа.

Мнение

Многие автовладельцы справедливо заявляют, что это уравниловка и даже – в некотором смысле – дискриминация добропорядочных участников дорожного движения. Тем не менее порой встречаются и противоположные суждения.

Откровенно говоря, существующая система меня вполне устраивает. Что уравниловка – да, согласен. Но ведь штука в том, что на дороге водителя подстерегает великое множество случайностей. И порой, как бы ты ни старался ездить хорошо и по правилам – всё равно где-то проштрафишься. А сколько случаев, когда элементарно не можешь доказать правоту, и тебя записывают в виновники «чужого» ДТП. Пару лет назад меня на год лишили прав, ситуация, с моей точки зрения, была спорная. Однако я вовсе не огорчился после обнуления моих «грешков» при покупке нового полиса ОСАГО.Дмитрий, Белгород

Напомним, кстати, что Министерство внутренних дел РФ поддержало инициативу повышения стоимости ОСАГО для нерадивых водителей.

Неудивительно, что более аккуратные автолюбители, напротив, относятся к системе присвоения бонусов, скорее, отрицательно.

Я ведь не виновата в том, что мне по семейным обстоятельствам пришлось временно оказаться без машины, правда? И моя скидка в 30 % на покупку полиса «испарилась». Но ведь то, что я соблюдала ПДД, уважительно относилась к другим водителям на дороге – это уже вписано в историю. Приятно, когда благодарят за хорошее, а тут ещё и совсем не лишняя скидка. Несправедливо, что нас её лишают.Анна, Белгород

Жалобы

Ситуация подтверждается и на уровне анализа обращений граждан в Центробанк.

Сейчас более 50 % всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус. Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей.Филипп Габуния, директор департамента страхового рынка Банка России

По-новому

Ожидается, что огрехи, открывающие лазейки для не слишком добросовестных водителей, будут ликвидированы в новой системе действия бонус-малуса. Она предполагает упразднение правила обнуления истории вождения конкретного автолюбителя после перерыва в покупке им полиса ОСАГО. Это значит, что плюсы или минусы поведения на дороге окажутся несгораемыми. Бонусы сохранятся даже в случае перерыва в вождении на несколько лет, сообщает издание 56orb.ru.

Индивидуализация

Кроме того, новая система вводит и предельную индивидуализацию ваших плюсов или минусов. Сейчас, в случае если вы значитесь в полисах ОСАГО на разных машинах, ваш рейтинг может пострадать из-за низкого коэффициента других водителей той же машины. При очередном страховании учитываются худшие показатели вождения.

- Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причём для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.Филипп Габуния, директор департамента страхового рынка Банка России

Под присмотром

Поправки в систему страхования предполагают и ужесточение штрафных санкций в отношении страховщиков, которые пытаются навязать клиентам дополнительные услуги. Для обеспечения прозрачности процесса покупки полисов при оформлении договоров будет проводиться видео- и аудиофиксация происходящего.

Если вы не сможете по техническим причинам купить полис через интернет, процесс «борьбы» с сайтом страховщика тоже можно будет записать на видео. При подтверждении факта нарушения страховую компанию оштрафуют. К слову, запрос граждан на онлайн-оформление документов возрастает. Только в течение 2017 года жители Белгородской области оформили свыше 150 тыс. электронных полисов.

Детали

В стадии обсуждения сейчас находится вопрос об отмене учёта износа деталей машины при расчёте компенсации аварийного ущерба. Цель состоит в том, чтобы довести величину выплат до такой, которая покрывала бы ремонт автомобиля. Однако такая законодательная инициатива должна содержать и «противоядие» для исключения случаев мошенничества со страховкой.

До сих пор аналитики фиксировали в Белгородской области снижение общерегиональной суммы выплат по ОСАГО. В первом полугодии 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го она упала на 10 %. При этом число страховых компаний, оказывающих профильные услуги, выросло на 43 %.

Выплаты

Планируется разрешить и другой принципиально важный вопрос – с выравниванием выплат по «автогражданке» в случае причинения вреда жизни или здоровью пострадавших в аварии. Сейчас по закону жизнь пассажира городской маршрутки оценивается в четыре раза дороже жизни пешехода или пассажира другого авто. Суммы, причитающиеся наследникам погибших в ДТП, теперь хотят выровнять. Они будут постепенно повышаться.

Итого

В результате принятия предлагаемых поправок в закон о страховании автогражданской ответственности, считают эксперты, система станет работать более точечно, гибко и индивидуально. А значит – и более справедливо.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter