Posted 31 января 2019,, 12:31

Published 31 января 2019,, 12:31

Modified 17 сентября 2022,, 15:46

Updated 17 сентября 2022,, 15:46

Индекс губной помады. Почему расходы женщин на косметику не уменьшаются даже в кризис

31 января 2019, 12:31
Кто и как делает косметику и за сколько её продают.

Индекс Лаудера: сколько россиянки тратят на косметику

В России женщины тратят на средства для макияжа в среднем 1 150 рублей в год. Примерно такие же расходы у итальянок. А вот в Японии, Великобритании и, что интересно, Венесуэле затраты прекрасной половины на косметику, на наши деньги, превышают 4 000 рублей.

В начале века владелец косметической корпорации Леонардо Лаудер ввёл специальный индекс губной помады. По его теории продажи косметики не падают даже в кризис. В отличие от одежды, обуви и предметов моды.

Оказалось, что индекс работает и на российском рынке косметики. За последние четыре года продажи не только не упали, но и немного подросли. Причина: красота стала базовой потребностью. Поэтому производители косметики не на шутку бьются за место на туалетном столике россиянок.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, правда, считает, что причина роста – в увеличении стоимости.

- Рынок у нас в стране растёт где-то на три-четыре процента в год. Скорее всего, это набирается за счёт стоимости товаров, а не за счёт количества или покупательной способности населения. Сергей Катырин

Не два слоя тонального крема, а борьба с морщинами

Оборот российского рынка косметики и парфюмерии в 2018 году превысил 600 млрд рублей. Всё больше денег тратят на уход за телом, лицом и волосами, а вот на средства макияжа пришлось меньше 15 %.

Потребители стремятся к натуральности и предпочитают ухаживать за собой, а не скрывать недостатки слоями тонального крема. Производители косметики подстраиваются под этот тренд, всё больше выпуская линий уходовой, а не декоративной косметики.

В специальной телепрограмме Торгово-промышленной палаты РФ «Бизнес-вектор» Андрея Трубникова назвали «шеф-поваром» российской косметики. Первый рецепт он купил за 5 000 долларов. Потом вкладывался в людей и оборудование. Принцип его прост: отбрось всё лишнее – получишь «Бабушку Агафью», замени прованские травы сибирскими – выйдет «Натура Сиберика».

- Нужно придумать, чтобы этот вид звучал, как песня, чтобы все растения сходились. После этого надо все эти растения найти у поставщиков. После этого его надо сертифицировать.

Андрей Трубников, основатель компаний «Первое решение» и «Натура Сиберика»

Алхимия или кулинария?

Из чего делают косметику – всем известно, ингредиенты указывают на каждой упаковке. А вот пропорции вам никто не раскроет. Это производство – сродни алхимии и кулинарии. Но технология довольно проста: правильно смешать и подогреть.

Например, шампунь или гель для душа варят на медленном огне около трёх часов. Крем делают на основе воды и сухих веществ. Здесь сложнее: специальный реактор пять часов под вакуумом на большой скорости при температуре до 80 градусов готовит из компонентов эмульсию.

Новички на рынке косметики начинают работу в лабораториях. Потом отдают продукт крупной фабрике на контракт. Мало кто «доживает» до собственного производства.

Косметика – наша, ингредиенты – зарубежные

90 % сырья для косметической продукции завозится в Россию из-за рубежа. И здесь государство может своего производителя поддержать. Эксперты считают, что в России достаточно светлых умов, научно-исследовательских институтов, которые могут создавать не только продукт по готовому рецепту из купленных компонентов, но и сами эти компоненты изобретать и правильно использовать.

10 % отечественного в декоративной косметике – это ничтожно мало. Хуже дело только с духами. Лучше обстоит с шампунями, гелями для душа и зубными пастами – их 60 % делают в России. Но, опять же, из иностранных составляющих.

Миллион долларов и пять месяцев на создание нового шампуня

На создание новой серии средств по уходу за телом нужно минимум пять месяцев и миллион долларов. Шампунь «дружит» с бальзамом и маской для волос. Но если покупатель новый продукт не оценит, вся компания отправится на мусорный полигон. Такой риск могут позволить себе единицы.

Директор по маркетингу и электронной коммерции компании «Рив Гош» Дмитрий Подолинский считает, что заработать можно и на уходовой, и на макияжной косметике. Но выгоднее делать то, что хорошо продаётся: «А хорошо продаётся то, что стоит недорого».

Если курс доллара продолжит расти, то производить тот же шампунь на импортных компонентах обойдётся в копеечку. Да и люди в трудные времена растягивают одну бутылочку средства для мытья волос не на месяц, а на больший срок.

Крупные игроки

«Рив Гош» обзавёлся собственным производством только на рубеже веков. В России собирали готовый продукт, и до сих пор основу составляют западные ингредиенты.

Крупные международные корпорации готовы вкладываться в российский рынок. Компания «Юнилевер» за 25 лет вложила 195 млрд рублей, купила питерскую фабрику «Северное сияние» и «Концерн “Калина”» в Екатеринбурге.

Большие и средние компании на конкуренцию не жалуются. Хотя в массовом сегменте она обострилась.

Белгородские красители из лепестков роз

В регионе наука в области косметики пока идёт впереди производства. В НИУ «БелГУ» разработали технологию выпуска натуральных красителей из лепестков роз. Добавлять их можно не только в помады, пудры или румяна, но даже в продукты и напитки. Красители отправили на предприятие в Нидерландах, где делают помаду. Летом 2018 года показали первые опытные образцы губернатору Евгению Савченко.

По данным системы «СПАРК- Интерфакс», в Белгородской области зарегистрировано только пять предприятий, основным видом деятельности которых указано производство парфюмерных и косметических средств. Но одна из них занимается жидкостью и лосьоном от комаров, а ещё две – препаратами для фитотерапии.

ООО «Эпли» работает с 2004 года. Но данных о выручке и прибыли нет. Компания имеет действующий сертификат на косметическое средство: крем для лица с экстрактом плаценты для любого типа кожи.

Есть своё предприятие и в БелГУ – ООО «Клеточные технологии – БелГУ». Университет и фонд его развития выступили здесь соучредителями. Среди видов деятельности предприятия – производство парфюмерии, косметики и лекарственных препаратов.

Стоит ли маркировать каждый тюбик

Власти хотят маркировать каждый тюбик в борьбе с контрафактом. Производители считают, что доля подделок в этом сегменте минимальная, а нанесение маркировки – только дополнительные расходы.

- Там, где большой объём контрафактной продукции, я поддерживаю – цель маркировки понятна. Там, где есть опасность для здоровья – лекарства. В парфюмерно-косметической продукции это мизер.

Сергей Катырин, президент ТПП РФ

"