Posted 28 мая 2019, 11:07
Published 28 мая 2019, 11:07
Modified 20 августа, 00:13
Updated 20 августа, 00:13
«Новые известия» подсчитали, каковы итоги продовольственного эмбарго, которое уже почти пять лет действует в нашей стране.
По отчётам властей, за это время Россия стала мировым лидером по экспорту зерна, входит в число крупнейших экспортёров рыбы и подсолнечного масла.
За это непродолжительное время мы во многом научились обеспечивать себя той продукцией, по которой раньше полностью зависели от импорта.Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства
В конце прошлого года прошла Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Она показала, что значения производства сельскохозяйственной продукции стабильно завышались на 10,6 %. Кроме того, существует двойной учёт и теневой рынок некондиционной продукции.
Товары минус, показатели плюс
До введения продэмбарго самыми покупаемыми импортными продуктами были: 30,1 % сыр, 14,8 % фрукты и ягоды, 13,3 % рыба, 13,2 % свинина, 7,9 % птица. После ввода ограничительных мер объёмы поставок мяса, рыбы, птицы действительно сократились. Но показатели фруктов, овощей и молочной продукции не только не уменьшились, но и в некоторых случаях возросли. Причём значительно выросли поставки сыров из «дружественных стран». А в первом квартале 2019 года в Россию из-за рубежа ввезли молочной продукции, яиц, мёда и пищевых продуктов животного происхождения на 27,98 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным Росстата, импортозамещение не очень помогло мясу птицы и колбасным изделиям, включая продукцию для детского питания, рыбе, ракообразным и молочным сгущённым продуктам. Эксперты говорят, что в России научились производить санкционные продукты, но оборудование, животных, закваски или семена приходится закупать за рубежом.
Качественный сыр в России дорого производить. На рынке практически нет свободного (на которое не претендуют несколько крупнейших предприятий с мировым именем) качественного отечественного молока. Нанять высококлассных иностранных специалистов для отладки технологий и процессов – тоже расходы. Плюс дорогие кредиты. Ждать год-два, пока созреет качественный твёрдый сыр – непозволительная роскошь для наших предпринимателей.Анна Вовк, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Москвы по инвестсреде для бизнеса
Как отмечает Светлана Сушенцова, к.э.н., руководитель отдела, доцент Всероссийского научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве, поддержка аграриев действительно существует. Очень активно развиваются птицеводческие комплексы. Именно мясо птицы позволяет закрыть потребность в импорте мяса. Но это не очень хорошо с точки зрения потребителя – птица не должна иметь такой большой удельный вес в рационе.
По яблокам мы могли бы заместить, но эту отрасль надо экономически стимулировать. Потом, когда пойдут объёмы, поддержку можно будет сокращать. К тому же нужна техника, без неё ничего не сделать. У нас, к сожалению, сейчас нет предприятий, которые бы выпускали технику для возделывания плодово-ягодных культур. Есть только опытные образцы, но заводов нет. В плодоводстве импортозамещение не произошло.Юрий Лачуга, академик-секретарь отделения сельскохозяйственных наук РАН
А сделано ли в России?
Эксперты отмечают, что, несмотря на то, что в прошлом году в России было произведено 30,6 млн тонн молока, 11,9 млн тонн из них были получены в личных хозяйствах населения. И эта треть молока непригодна для промышленного производства. Производители вынуждены прибегать к заменителям: пальмовому маслу, импорт которого в 2018 году вырос на 18,9 %. По оценке Роспотребнадзора, в прошлом году 22 % молочной продукции было признано фальсификатом. Такая же ситуация с мясной продукцией.
Подавляющее большинство покупателей выберет более дешёвый товар на полке магазина. Молочные продукты научились делать без молочного жира, на хлеб идёт самое низкокачественное зерно, в мясной продукции чего только не найдёшь…
В пальмовом масле ничего страшного нет. Оно может быть доброкачественным и дешёвым. Иначе бедное население просто не сможет покупать творог или сыр. И если зарубежную продукцию к нам везут, значит, на неё есть спрос. Она может быть даже качественнее или дешевле отечественной.Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС
Причём надпись «Сделано в России» теперь не означает, что продукт действительно полностью российский. Например, более 70 % картофеля, 90 % сахарной свёклы зависят от импортных семян. Уже в 2017 году на рынке было больше китайской чёрной икры, чем российской. У нас её только упаковывали в маленькую тару. По официальной статистике за последние три года Китай в пять раз увеличил поставки этого деликатеса. Просто она минимум втрое дешевле, чем отечественная.
У нас очень большая зависимость от импортного семеноводства – это беда. И в овощеводстве большой удельный вес импортных гибридов. Сегодня разорвана связь опытных хозяйств и исследовательских институтов. У нас, например, есть сорт, но для того, чтобы его стали применять, надо обеспечить товарные объёмы производства. Раньше для этого использовали опытные хозяйства. Сейчас у нас нет этого промежуточного связующего звена.Светлана Сушенцова, к.э.н., руководитель отдела, доцент Всероссийского научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве
Труднозаменимые
Да, какие-то продукты мы можем заменить. Но, например, по оценке Danone и Nestle, 90 % детского питания в России – это импорт. В нашей стране существует только одно предприятие, которое производит заменитель грудного молока по полному циклу. Но при этом здесь использует импортную деминерализованную подсырную сыворотку. Как отмечают эксперты, крупным компаниям невыгодно открывать подобные заводы в России.
Требования к сырью для детского питания очень высокие. Это не только сухое молоко и сыворотка. Вопрос комплексный: сначала должны появиться производители на импортном сырье, а только потом подтянутся и поставщики российского сырья для детского питания.Аветов Вартан, генеральный директор «А2 Молоко»
На удивление, сложно ещё покрыть объёмы поставок фруктов. Причём не экзотических бананов и ананасов, а обычных яблок, груш, вишен. Потому что у нас нет промышленного производства фруктов. Для производства нужны навыки, хранилища, логистика.
Теплицы, необходимые для овощей, требуют больших инвестиций. До этого года действовала программа, по которой осуществлялась компенсация части затрат на строительство теплиц. Но с этого года её отменили. Это решение негативно повлияет на овощеводство. Многие теплицы ещё не освоены до конца, а субсидий уже лишили.Светлана Сушенцова, к.э.н., руководитель отдела, доцент Всероссийского научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве
Сложно заменить рыбу, сыры. И даже если открыть границы и начать завозить немецкий и финский сыр, это не даст гарантии спроса на отечественный продукт. Просто потому, что иностранный зачастую дешевле и лучше по качеству.