«Мусорные» тарифы и новые правила обращения с ТКО обсудили в Белгороде

«Мусорные» тарифы и новые правила обращения с ТКО обсудили в Белгороде

«Мусорные» тарифы и новые правила обращения с ТКО обсудили в Белгороде

28 апреля 2018, 21:44
Экономика
Сергей Егоров
Фото: Сергей Егоров
В регионе планируется трансформировать систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Предыстория

Профильный федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Госдумой в конце 2017 года. Затем его подписал президент Владимир Путин. Он обязывает власти субъектов РФ ввести на их территориях стандартную систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Она предусматривает, в частности, работу единого оператора по обращению с ТКО. Компания будет курировать всю сферу и отвечать за адекватное, законное перемещение и захоронение мусора. По сути это напоминает схему введения регионального оператора в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

Благие пожелания законодателя касаются того, чтобы добавить в систему обращения с ТКО больше конкуренции. Предполагается, что на торгах за право оказывать людям услуги по вывозу мусора победят компании, которые предложат самые низкие тарифы.

26 апреля в Белгороде прошёл круглый стол, на котором обсуждались нюансы перехода на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Александр Агарков, начальник отдела департамента ЖКХ Белгородской области:

На территории региона функционируют 16 объектов размещения твёрдых коммунальных отходов. Для организаций, их эксплуатирующих, комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на следующие пять лет установлены тарифы на услугу по захоронению ТКО.

Ответственным за всю систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами в области становится региональный оператор, который выбирается посредством конкурсного отбора и осуществляет деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и региональной программой.

Объявленный департаментом ЖКХ области 7 марта 2018 года конкурсный отбор признан несостоявшимся по причине несоответствия поданных заявок требованиям к конкурсной документации. Повторный конкурсный отбор объявлен 19 апреля. Подписать соглашение с победителем планируется в мае 2018 года. После этого региональный оператор должен заключить соглашения с отходообразователями, провести торги на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, по результатам которых с победителями торгов будут заключены договоры на оказание данных услуг. Также региональный оператор должен будет заключить договоры с организациями, эксплуатирующими полигоны. Начало деятельности регионального оператора в Белгородской области запланировано на 1 июля 2018 года.

Георгий Голиков, член Общественной палаты Белгородской области:

Вопрос простой: после 1 июля население будет платить больше или меньше? Это точка отсчёта. Какая разница мне, жителю Белгорода, Шебкино, Губкина, кто будет оператором. Мне нужно знать: я платил одну цифру, а буду – вторую.

Вопрос действительно очень сложный. Он связан с оплатой услуг. Это один из самых больных вопросов для каждого человека. Мы понимаем, что проблема заключается не только в вывозе ТКО, не только в месте локализации и сбора. Это сортировка, экологические проблемы, защита водоносных горизонтов. Целая система, которая должна иметь эффективный результат.

Константин Радченко, заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Белгорода:

Увеличение тарифа связано в первую очередь с комплексом мероприятий по захоронению и утилизации, которые необходимо выполнять, чтобы в дальнейшем потомкам досталась нормальная живая земля, на которой можно будет проживать и не уезжать никуда из города. Это и рекультивация, и очистные сооружения необходимо будет смонтировать. Всё это будет сделано только за счёт средств тарифа.

Любовь Киреева, руководитель Регионального центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Белгородской области:

Вы считаете, что в Белгороде проблем не возникнет? Люди будут думать о будущем земли и водных ресурсов, и всё это пройдёт безболезненно в этот короткий срок? Вы же ещё не начинали работать с населением? Люди уже обращаются в Общественную палату.

Дмитрий Писклов, мэр города Шебекино:

Населению будет очень трудно что-либо объяснить. Сейчас сбор мусора составляет примерно 90-95 %. Он упадёт процентов на 20. Сразу понесут в леса, в овраги. А чтобы отлавливать их и наказывать – надо делать полицию экологическую. На местах главы не могут каждого поймать. И оператор будет вынужден это убирать.

Николай Шеин, директор ООО «ТК «Экотранс»:

С июля планируется перейти на регионального оператора. А вы понимаете, что мы работаем 16 лет и до сих пор заключаем договоры? Каждый день – и с населением, и с коммерческими компаниями. И если мы сломаем эту систему, появится региональный оператор, у которого нет договоров ни с потребителями, ни с поставщиками услуг. А здесь всё цепляется друг за друга, это же снежный ком. Сегодня мне не заплатили за проделанную работу. А завтра мне нужно покупать топливо, послезавтра платить зарплату, налоги, кредиты. После этого закрывают счета, и я уже не восстановлюсь, даже если начнут платить.

Дальше – люди разбежались, их не соберёшь. Они уже сейчас ропщут; поднимаются вопросы: что же мы будем делать завтра?

На 1 января 2018 года я работаю в Белгороде, Белгородском, Яковлевском, Красногвардейском районах, части Новооскольского района. У меня там люди, техника, контейнеры мои стоят. А с 1 июля я работаю в Белгороде, Корочнском районе и Старооскольском. А Новооскольский район уже расторгает со мной договоры. А у меня сегодня рассчитана техника, лизинг, кредиты. Рассчитано на тот объём, который есть сегодня. День простоя я убираю в течение недели. А за неделю – месяц убирать. Кто это сделает? Никто.

Уже сейчас говорят, что будут двухмесячный кассовый разрыв. Даже если это обоснованно – за что я заправлюсь? У меня за топливо требуют предоплату, то же – за резину, запчасти.

Александр Писаренко, заместитель начальника департамента по ЖКХ, транспорту и связи администрации Старооскольского городского округа:

Людей, для которых мы будем повышать тарифы, по большому счёту интересует, во-первых, сколько они будут платить, и во-вторых, будет ли чисто у них во дворе. Это самые главные вещи.

Мы поднимаем тариф по Старому Осколу в 4,5 раза. Вы помните, что было у нас, когда мы внедряли систему капитального ремонта? Какие митинги были в том же Старом Осколе? Я про других не буду говорить. Но тогда касалось только многоквартирных жилых домов. Теперь мы поднимем тариф для частного сектора, для бюджетных организаций и для юрлиц. Бизнесмены – это самая продвинутая часть. Мы им тариф поднимаем в два раза. Они тоже придут и попросят провести круглый стол. И там будет вопросов масса.

Наше мнение: спешка не нужна. Кассовый разрыв будет. Сегодня у нас прямое взаимодействие. Решаем проблемы одним звонком. Завтра будет региональный оператор – нам нужно поменять схему вывоза мусора. Каким образом это будет меняться?

Денис Корзун, заместитель гендиректора ООО «ТБОсервис» по инвестиционным вопросам:

Я занимаюсь инвестиционными проектами. Занимался расчётами мусоросортировочных комплексов. Не только в Губкине, но и по России: Астраханская область, Центральная Россия, был в Европе. Мы не выходили на конкурс по региональному оператору, осознавая, что это глобальная работа. Она требует знания региона, больших материальных ресурсов. Нужно быть готовым к проблемам, которые однозначно появятся.

Первое, на что обращаешь внимание – что сейчас нет технологической и логистической схем работы по региону. В планах появляются перегрузочные станции, новые полигоны, мусоросортировка. Сейчас этого не существует. Нет понимания, что это будет за техника, нет наименования, нет отвода земли, проектных работ. Нет ничего. Но при этом мы сейчас говорим о тарифах и деньгах. Как можно говорить об инвестиционной программе, не понимая логики того, что будет происходить? То есть сейчас это просто концепция. Детализации ещё нет.

Не понимаю рассмотрения организаций из других регионов. Пример Астрахани. У них выиграли волгоградцы. Сколько они мучились, не знаю, но у них развалилось всё, и до сих пор развалено. Причём выиграла компания сильная, с ресурсами, со своей техникой. Они не смогли всё перераспределить.

Про нагрузку на население я вообще не говорю. Когда мы это меняем, всегда найдутся желающие воспользоваться моментом. Они просто два месяца не будут платить. Будут спорить, письма писать, жалобы. Президенту жаловаться. Объективно так: начнём ломать – потом не построим.

Комментарий

Ранее, 20 апреля, журналисты ИА «Бел.Ру» официально запросили информацию в региональном департаменте ЖКХ. Ответ пришёл за подписью заместителя начальника ведомства Сергея Некипелова. Исходя из логики представленных данных, говорить о конкретных тарифных решениях в сфере обращения с ТКО пока рано. Более конкретным обсуждение станет после прохождения всех формальных этапов по выбору и началу работы регионального оператора.

Сергей Некипелов, заместитель начальника департамента ЖКХ Белгородской области:

Тариф на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов не включает затраты на их обработку. Соответственно, ввод в эксплуатацию автоматизированного мусоросортировочного комплекса в Губкинском городском округе никак на нём не отразится. Департаментом ЖКХ объявлен конкурс на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. После определения победителя конкурса региональный оператор будет осуществлять отбор операторов по транспортированию твёрдых коммунальных отходов. В результате отбора будут определены тарифы на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

Выбор регионального оператора и как следствие – переход на новую систему обращения с отходами на территории Белгородской области – будет способствовать решению назревших экологических проблем и вопросов в нашем регионе, на которые рано или поздно придётся отвечать. Необходимо проведение мероприятий, направленных в том числе на ликвидацию несанкционированных свалок, закрытие не отвечающих природоохранным требованиям полигонов размещения отходов, обновление контейнерного парка и контейнерных площадок, строительство новых объектов по сортировке и переработке отходов.

Обозначенные мероприятия будут реализовываться при непосредственном участии и финансовой поддержке со стороны Белгородской области и муниципальных образований. Уже сейчас областью проводятся мероприятия по закупке новой современной техники для сбора и транспортирования отходов. Кроме того, планируется привлечение субсидий из федерального центра на реализацию мероприятий в данной сфере и средств инвесторов.

Выбор регионального оператора осуществляется посредством конкурсного отбора и конкурсной документацией.

Заявку на участие в конкурсном отборе может подать организация, отвечающая требованиям действующего законодательства и конкурсной документации.

Разработана конкурсная документация об отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Белгородской области. Конкурсный отбор объявлен 19.04.2018 г., выбрать регионального оператора и подписать с ним соглашение планируется до конца текущего года.

По условиям конкурсного отбора победителем станет юридическое лицо, предложившее наименьшую стоимость и наилучшее качество оказания услуги.

После завершения конкурсных процедур и подписания соглашения региональный оператор будет заключать договоры оказания услуги с населением и юридическими лицами, проведёт конкурсный отбор транспортных организаций, по результатам которых сформируются цены на транспортирование отходов.

Начало деятельности регионального оператора запланировано на 01.07.2018 г.

Тарифные решения на услугу по обращению с отходами будут установлены для выбранного регионального оператора после проведения вышеназванных процедур.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter