Posted 27 марта 2009,, 14:54

Published 27 марта 2009,, 14:54

Modified 29 июля 2022,, 11:42

Updated 29 июля 2022,, 11:42

В Белгородской области возросло количество банкротных дел в отношении индивидуальных предпринимателей

27 марта 2009, 14:54
В связи с этим актуальные вопросы банкротства индивидуальных предпринимателей обсуждались сегодня за круглым столом в Арбитражном суде Белгородской области. В беседе приняли участие судьи арбитражного суда, представители областных управлений федеральных служб – налоговой, судебных приставов и регистрационной, департамента экономического развития Белгородской области, прокуратуры и арбитражные управляющие.

Как сообщили в пресс-службе арбитражного суда, в 2006 году банкротом был признан лишь один индивидуальный предприниматель, в 2007 году – два, а в 2008-м уже 24. По-прежнему наибольшее количество дел о банкротстве инициирует уполномоченный орган – налоговая инспекция. Так, в прошлом году в сравнении с 2007 годом в 10 раз возросло количество заявлений в суд от уполномоченного органа о признании индивидуальных предпринимателей (ИП) банкротами (зарегистрировано около 100 таких заявлений).

Процедура банкротства юридических лиц чётко прописана в законодательстве и отработана судебной практикой. А конкретных механизмов ведения банкротства предпринимателей пока не существует. Это порождает множество вопросов процедурного характера. По общему мнению, сложности при ведении процедур банкротства ИП связаны с неоднозначностью и неопределённостью норм законодательства о несостоятельности (банкротстве). Федеральные законы о банкротстве, об исполнительном производстве и о госрегистрации порой не согласуются между собой, от чего на практике возникают затруднения в их применении.

Банкротство – это исключительная мера, которая должна применяться как крайняя необходимость. В то же время налоговый орган обращается в суд с заявлениями о признании индивидуальных предпринимателей банкротами независимо от суммы кредиторской задолженности. Есть случаи, когда эта сумма значительно меньше расходов банкротного производства. Или же имущество должника не может покрыть даже затрат на процедуру банкротства, не говоря о кредиторской задолженности.

В практике Арбитражного суда Белгородской области есть пример, когда расходы на процедуру конкурсного производства в сумме около 100 тыс. рублей в конечном счёте были взысканы с самого налогового органа, инициировавшего банкротство предпринимателя, поскольку у него не было имущества для покрытия задолженности, не говоря уже о других затратах.

В то же время задолженность зачастую может быть взыскана в порядке исполнительного производства службой судебных приставов, не прибегая к банкротству предпринимателя-должника. В этой связи представителям налоговой службы и службы судебных приставов было рекомендовано наладить более тесное взаимодействие, чтобы по возможности разрешать ситуацию в досудебном порядке.

"