Posted 25 ноября 2020,, 14:35

Published 25 ноября 2020,, 14:35

Modified 18 сентября 2022,, 11:06

Updated 18 сентября 2022,, 11:06

«Казахстан Темир Жолы» погряз в долгах и не может из них выбраться

25 ноября 2020, 14:35
Пока эксперты обвиняют в проблемах «КТЖ» правительство, по ветхим железным дорогам разъезжают старые поезда, которые в любой момент могут дать сбой.

Как скандальный холдинг «КТЖ» стал главным должником страны

Первые признаки финансовой несостоятельности стали проявляться ещё шесть лет назад. Тогда, в 2014, государством планировался масштабный вывод акций компании на биржу – стартовала программа «Народное IPO». Однако событие по неизвестным причинам отложили на два года.

Наступил 2016. Местные инвесторы в ожидании начала продаж акций. И снова отмена – «КТЖ» потратило слишком много денег, из-за чего, разумеется, не смогло свести дебет с кредитом и срочно понадобились огромные финансовые вливания. Спасение должника государство взяло на себя и выход на «Народное IPO» перенесли уже на 2020.

Прошло четыре года, а «КТЖ» до сих пор не может выбраться из долговой ямы. Так, в конце 2019 индекс финансовой неустойчивости нацкомпании превышал норму в два раза! Должника, видимо, посадили на денежную «диету» и обещали выставить его акции в 2023. А пока сегодняшнее руководство железнодорожного холдинга тормошит свою бухгалтерию, казахстанские рельсы изнашиваются с каждым днём и держат на себе такие же рассыпающиеся пассажирские и грузовые вагоны. Сказать, что сложившаяся ситуация опасна – ничего не сказать.

Нулевая эффективность

Как рассчитывается производительность сотрудников, работающих в любой железнодорожной компании мира? Для этого нужно всё количество тарифных грузовых перевозок разделить на число полных штатных единиц. Даже с персоналом в 136 тысяч работников – а это самая большая цифра в стране среди работодателей – показатели эффективности «КТЖ» в несколько раз хуже международных.

Что дальше?

Руководство «Казахстан Темир Жолы» в отчаянии объявило тендер на услуги высококлассного специалиста, который спасёт нацкомпанию от полного краха. Финансовому консультанту готовы заплатить 4,8 миллиона тенге, только бы снова не увязнуть в «зыбучих песках» долговой ямы. Успешный кандидат должен уметь профессионально работать с инструментами для расчёта потерь, если произойдёт дефолт. Неужели всё настолько плохо?

Что ж, будем надеяться, что главный железнодорожник страны когда-нибудь выйдет на «Народное IPO», пусть даже не в 2023 году – подъёму после провала ведь тоже нужно время, и покажет гражданам своё отремонтированное внутреннее устройство. Тогда акции «КТЖ» наконец станут привлекательными для покупки, а сейчас это лишь деструктивный актив в любом инвестиционном портфеле.

"