Posted 25 ноября 2020,, 14:35
Published 25 ноября 2020,, 14:35
Modified 18 сентября 2022,, 11:06
Updated 18 сентября 2022,, 11:06
Первые признаки финансовой несостоятельности стали проявляться ещё шесть лет назад. Тогда, в 2014, государством планировался масштабный вывод акций компании на биржу – стартовала программа «Народное IPO». Однако событие по неизвестным причинам отложили на два года.
Наступил 2016. Местные инвесторы в ожидании начала продаж акций. И снова отмена – «КТЖ» потратило слишком много денег, из-за чего, разумеется, не смогло свести дебет с кредитом и срочно понадобились огромные финансовые вливания. Спасение должника государство взяло на себя и выход на «Народное IPO» перенесли уже на 2020.
Прошло четыре года, а «КТЖ» до сих пор не может выбраться из долговой ямы. Так, в конце 2019 индекс финансовой неустойчивости нацкомпании превышал норму в два раза! Должника, видимо, посадили на денежную «диету» и обещали выставить его акции в 2023. А пока сегодняшнее руководство железнодорожного холдинга тормошит свою бухгалтерию, казахстанские рельсы изнашиваются с каждым днём и держат на себе такие же рассыпающиеся пассажирские и грузовые вагоны. Сказать, что сложившаяся ситуация опасна – ничего не сказать.
Как рассчитывается производительность сотрудников, работающих в любой железнодорожной компании мира? Для этого нужно всё количество тарифных грузовых перевозок разделить на число полных штатных единиц. Даже с персоналом в 136 тысяч работников – а это самая большая цифра в стране среди работодателей – показатели эффективности «КТЖ» в несколько раз хуже международных.
Руководство «Казахстан Темир Жолы» в отчаянии объявило тендер на услуги высококлассного специалиста, который спасёт нацкомпанию от полного краха. Финансовому консультанту готовы заплатить 4,8 миллиона тенге, только бы снова не увязнуть в «зыбучих песках» долговой ямы. Успешный кандидат должен уметь профессионально работать с инструментами для расчёта потерь, если произойдёт дефолт. Неужели всё настолько плохо?
Что ж, будем надеяться, что главный железнодорожник страны когда-нибудь выйдет на «Народное IPO», пусть даже не в 2023 году – подъёму после провала ведь тоже нужно время, и покажет гражданам своё отремонтированное внутреннее устройство. Тогда акции «КТЖ» наконец станут привлекательными для покупки, а сейчас это лишь деструктивный актив в любом инвестиционном портфеле.