Posted 23 марта 2011, 11:32
Published 23 марта 2011, 11:32
Modified 20 августа, 02:46
Updated 20 августа, 02:46
«На рынке потребительского кредитования сегодня мы наблюдаем оживление», – заявила представитель главного управления Банка России по Белгородской области Татьяна Галкова. Кредитный розничный портфель банков в регионе почти вернулся на докризисный уровень и составляет около 30,6 млрд рублей. 12 % от этой суммы – кредиты граждан. Причём по кредитованию физлиц лидером является Сбербанк – 38%-ная доля.
Среди кредитов физлицам самыми популярными являются займы «на неотложные нужды» – их доля 68 %. 12 % – ипотека, 10 % – иные кредиты на жильё, а 1 % – автокредиты. При этом Татьяна Галкова заметила, что сегодня главной задачей банков является минимизация рисков. Причём в посткризисный период актуальность этой задачи заметно выросла. С этой целью о клиенте собирается максимум информации.
В то же время о своих кредитных продуктах банки предпочитают распространять весьма ограниченную информацию. «Банки не спешат отказываться от комиссий. Они присутствуют в том или ином виде в большом количестве кредитных продуктов», – отметила Т. Галкова. Именно комиссии стали основной причиной жалоб белгородцев на кредитные организации. Вместе с тем «характер жалоб свидетельствует о непонимании своих прав и обязанностей, исходящих из кредитных договоров», отмечает специалист Банка России.
Замначальника отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Ольга Алексеева отметила, что по справедливым жалобам белгородцев на банки в 2010 году наложили штрафы на 263 тысячи рублей. Основной проблемой и в Роспотребнадзоре называют скрытые комиссии по кредиту, противоречащие российскому законодательству. По словам О. Алексеевой, часто банки взыскивают с клиентов комиссии за досрочное погашение кредита, которые ранее не оговаривались. Кроме того, грешат кредитные организации и навязыванием дополнительных услуг, требуя открыть счёт в банке или приобрести страховку.
Уходить от множества процессов в судах банки стараются при помощи ещё одной уловки – ограничения территориальной подсудности. Иными словами, банк оговаривает, что в суд клиент в случае чего сможет подать только по месту нахождения головного офиса, который в большинстве случаев находится в Москве. Конечно же, такой вариант для большинства белгородцев неприемлем. Более того, по словам О. Алексеевой он противоречит российскому законодательству, по которому гражданин сам вправе выбрать из нескольких вариантов, в какой суд подавать иск. Это может быть суд по месту жительства истца, по месту расположения операционного офиса и так далее.
Несмотря на очевидные ограничения прав клиентов, в судебной практике условие «ограничения территориальной подсудности» пока не находит единообразия. Некоторые суды считают этот пункт вполне законным. В то же время по практике в Белгородской области, по словам О. Алексеевой, суды принимают иски, всё-таки позволяя клиенту выбирать суд.
Впрочем, причиной многих бед с кредитами является низкий уровень финансовой грамотности. Многие верят рекламе, которая часто даёт неполную информацию, что противоречит российским законам. Если банк в рекламе озвучивает процентную ставку, то в этой же рекламе он должен озвучить и все остальные условия кредита. Однако крупным кредитным организациям часто выгодно «вкусно» подать лишь часть информации, скрыв подводные камни. По словам начальника отдела правового обеспечения и контроля рекламы Белгородского УФАС Евгения Курепко, штрафы за такую рекламу для юрлиц составляют от 100 000 до 500 000 рублей, и банку проще заплатить этот штраф, заработав куда больше средств с помощью нечестной рекламы.
Собственно, поэтому эксперты и не рекомендуют белгородцам слепо доверять рекламе. Главное – изучить и понять положения кредитного договора самостоятельно, или же при помощи специалистов. Жителей области, которые сомневаются в законности тех или иных действий со стороны банков, в Роспотребнадзоре просят сообщать на горячую линию (8-800-200-47-22) или в общественную приёмную ведомства (34-41-35).
Сергей Шевченко