Posted 22 сентября 2017,, 06:33

Published 22 сентября 2017,, 06:33

Modified 14 декабря 2023,, 15:59

Updated 14 декабря 2023,, 15:59

Рядовые россияне разделят с нефтяными компаниями бремя топливных акцизов

22 сентября 2017, 06:33
Хотя российские власти регулярно говорят об инновациях и мечтают слезть с нефтяной иглы, нефтегазовые компании по-прежнему являются основными «спонсорами» государственной казны.
Сюжет
Топливо

Однако со следующего года граждане РФ активнее включатся в пополнение федерального бюджета, сообщает журнал «Нефть и капитал».

В начале сентября правительство одобрило проект бюджета на следующие три года. В нём запланированы 40 млрд рублей допдоходов от повышения акцизов на топливо. Сборы хотят поднять на 1 рубль за литр: по 50 копеек за литр с января и с июля следующего года. Доходы от них предлагают направить на строительство крымских и калининградских дорог.

Как считает издание, вслед за ростом цен на топливо подорожают также товары и услуги и вырастет инфляция. Компании, вероятно, переложат налоги на потребителей, но их прибыль всё равно сократится из-за снижения спроса.

При этом, по словам гендиректора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, после реконструкции старых и строительства новых нефтеперерабатывающих заводов доля бензина в российской нефти стала значительно меньше. В прошлом году стране не хватало 7 млн тонн бензинов, но розницы эта проблема не коснулась. В ближайшие пару лет с вводом новых установок показатели производства топлива должны вырасти до 60 млн тонн. Но если прибыль предприятий от розничных продаж сократится, они не смогут модернизировать заводы. А когда бизнес станет невыгодным, нефтегазовые компании могут отказаться от переработки.

По словам аналитика Анны Кокоревой, налоги составляют значительную долю в себестоимости топлива, поэтому повышение акцизов приведёт к росту цен на бензин. Учитывая низкие цены на нефть и крепкий рубль, это плохо скажется как на розничных, так и на оптовых потребителях: например, подорожают авиабилеты.

Повышая налоги, государство не сдерживает цены на топливо. Компании также не могут это сделать, так как регулярно вкладываются в модернизацию оборудования из-за постоянного введения новых экологических стандартов. При этом Анна Кокорева считает, что серьёзного падения спроса не будет, так как «компаниям всё равно нужно будет покупать горючее», просто все налоги переложат на потребителей.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша думает, что спрос вряд ли изменится: «Цены растут каждый год, и ничего не меняется». Производители ожидали, что после введения налогового манёвра налоговую нагрузку переложат на добычу, и акцизы будут снижаться пропорционально увеличению налога на добычу полезных ископаемых. Это должно было сдержать цены на внутреннем рынке. Но НДПИ повышают каждый год, а акцизы не снижают.

Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин считает, что жители России не слишком почувствуют рост акцизов. Если это будет единственной причиной повышения розничных цен на бензин, то он подорожает незначительно.

Один из собеседников «Нефти и капитала» приводит в пример США, которые создали сильную экономику за счёт доступности топлива для рядовых граждан: в стране развились сферы транспорта и туризма, где появилось много рабочих мест. Напротив, не стоит ожидать роста экономики при высоких ценах на бензин.

"