Posted 15 июля 2011,, 11:17

Published 15 июля 2011,, 11:17

Modified 29 июля 2022,, 13:30

Updated 29 июля 2022,, 13:30

Аналитик Forex Club о бензиновом кризисе: Административное регулирование нужно проводить очень аккуратно

15 июля 2011, 11:17
По мнению аналитика группы Валерия Полховского, бензиновый кризис в середине этого года, когда на заправках, в том числе и Белгородской области, были введены ограничения на продажу автомобильного топлива, возник вследствие государственного вмешательства в ценовую политику нефтяников.
Сюжет
Бензин

В январе 2011 года повышение акциза на бензин и ввод стандарта Евро-3 для бензинов вкупе с повышением мировых цен привело и к росту бензиновых цен в России. Затем Владимир Путин в феврале дал «накачку» нефтяникам и поручил ФАС разобраться в подорожании бензина. «По графику цены в Белгородской области видно, что с января по 8 февраля она немного повышалась. А затем было выступление Владимира Владимировича, после которого произошло падение цен. С февраля по апрель они находились на пониженном уровне, – отмечает Валерий Полховский. – Но здесь есть другой интересный момент. Мы видим, что нефть Brent, которая влияет на стоимость российской нефти Urals, постоянно росла. С 90 долларов за баррель цена доходила до 125 долларов, то есть рост более 20 %. С подорожанием сырья росла стоимость и перерабаотанного продукта. Если в России цена бензина по команде «кругом» развернулась и пошла вниз, то на внешних рынках она постоянно повышалась. И российские нефтяники видели, что, работая там, можно извлекать гораздо большую прибыль».

В то же время к сокращению предложения на рынке бензинов в России привело введение нового стандарта Евро-3. «28 предприятий нефтепромышленного комплекса РФ на самом деле довольно-таки старые. Они в основном закладывались в 50–60-е годы в СССР. Есть и хорошие предприятия, но большинство имеет проблемы с переходом на Евро-3. Следовательно, мы наблюдали сокращение предложения на рынке. Плюс акциз ещё больше давил на маржу, и предприятия начали переориентироваться на внешние рынки и поставлять свой продукт туда. На внутреннем рынке, соответственно, возник дефицит. После этого пошла реакция. Поэтому в Белгородской области начали появляться даже ограничения по 20–30 литров на руки в зависимости от типа автомобиля, – замечает Полховский. – Страна начала скатываться к серьёзному энергетическому кризису. Понятно было, что цены надо отпускать. И цены пошли вверх. Плюс к тому правительство ввело дополнительную таможенную пошлину на экспорт бензина – 408,3 доллара за тонну, что составляет 90 % от ставки пошлины на нефть. Конечно, при таких ценах вывозить за границу нефть невыгодно и нужно реализовывать её на внутреннем рынке».

По мнению Полховского, в условиях свободных цен и рыночной экономики «любое административное регулирование нужно проводить очень аккуратно». По его словам, ценовой сговор нефтяников действительно существует, однако это особенность всего нефтяного сектора, и ей должна заниматься Федеральная антимонопольная служба.

Вместе с тем в российской нефтяной промышленности глубина переработки нефти сегодня составляет лишь 70 %, в то время как в Европе этот показатель достигает 90–95 %. «Соответственно, из одного и того же количества сырья получают большее количество товаров, которое они могут реализовать на рынке. Естественно, это повышает их рентабельность», – отмечает Полховский. С этим связаны и истории, когда нефтедобывающая Россия по ценам догоняет Европу или США. По словам аналитика, в Европе цены на бензин стабильно выше, чем те, которые есть в Белгородской области. Хотя качество европейского бензина выше российского. «В СНГ доходы населения, конечно, ниже, и правительство всегда удерживает довольно низкий уровень цен, что для потребителей важно, но в целом для экономики не очень хорошо», – подчёркивает Полховский.

Свойство российского рынка нефтепродуктов, при котором сговоры чаще работают, чем рыночные механизмы, по словам аналитика Forex Club, является причиной поддержания прежних цен при падении нефти на мировом рынке, которое происходило во время кризиса. «Виной этому всё тот же недостаточный уровень конкуренции, который приводит к тому, что раз поднятая цена не имеет свойство падать. Это характерно для всех экономик бывшего СССР. Цены не всегда откликаются на рыночные механизмы. Наши компании всегда больше склонны вступать в ценовые сговоры, чем конкурировать друг с другом». По мнению Валерия Полховского, ключ к разрешению большого количества проблем, в том числе и модернизации отрасли, состоит в дроблении крупных компаний. Чем больше в России будет нефтяных компаний, тем вероятность ценового сговора ниже. При этом самому государству нужно как можно меньше принимать популистских мер, негативно влияющих на рынок. «Административным регулированием не стоит увлекаться. Надо давать рыночным механизмам работать», – заключает аналитик.

"