Колючий бизнес: выращивать цветы в Белгороде невыгодно

Колючий бизнес: выращивать цветы в Белгороде невыгодно

13 марта , 16:40ЭкономикаPhoto: Скриншот из видео ТПП
Цветы – обязательный атрибут любого праздника и торжества. Почти каждый белгородец хотя бы раз в год покупает букет.

Однако на российском рынке практически отсутствует своя продукция – большую часть цветов привозят из-за рубежа.

Своё – рискованно

Цветочный бизнес требует постоянных вложений и связан с определённым риском. Погода способна внести свои коррективы и испортить весь «урожай» свежих цветов, которые почти были готовы к срезке.

Владельцы цветочных магазинов отмечают, что зачастую проще и дешевле купить импортные цветы и продать их дороже, чем пытаться вырастить свои, но потерять растения из-за каких-то факторов.

Вырастить можно всё. Здесь приоритетной линией направления является цена. Мало вырастить, это ещё должно столько стоить, чтобы это можно было продать. Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты России

Дело в том, что не все цветы одинаково пользуются спросом, а некоторые требуют больших вложений. Соответственно, на цветок потратят больше средств и времени, стоить он будет дороже, а покупатель может отдать предпочтение более дешёвым вариантам. Так, на российском рынке не пользуются популярностью орхидеи в букетах – стоят дорого, а для выращивания требуют особых условий.

Чтобы построить теплицу, многие предприниматели берут кредиты и надеются на то, что в определённый срок смогут вернуть деньги. В России за 2019 год официальный рынок срезанных цветов превысил 180 млрд рублей. Всего на территории страны продали более 1,8 млрд цветов. Большая часть приезжает из Нидерландов, там находится самый крупный цветочный аукцион в мире. Вместе с доставкой в Россию стоимость живых цветов выходит меньше, чем тех букетов, которые выращиваются локально. Особенно если речь идёт о какой-то экзотике или цветах в несезон.

Что продают

Самой большой популярностью ожидаемо пользуются розы. На них приходится около 60 % от общего количества проданных цветов. На втором месте хризантемы, а на третьем – гвоздики. Популярностью пользуются также тюльпаны, пик продаж которых приходится на начало марта.

Выращиванием роз в больших количествах в стране занимаются 15 тепличных комбинатов. В Белгородской области крупнейшим производителем роз на срез являются ООО «Изовол Агро» и МБУ «Управление Белгорблагоустройство».

В последнее время в Белгороде пытаются отказаться от дорогостоящих роз и цветов в букетах. По мнению местной власти, такой подарок непрактичен и недолговечен. На различных областных мероприятиях дарят преимущественно не срезанные цветы, а растения в горшках. Инициативу внёс губернатор Евгений Савченко. Из его рук в основном и получают упакованные в подарочную бумагу горшки с саженцами.

По информации региональных департамента экономразвития и департамента АПК и воспроизводства окружающей среды, закупка растений в горшках, которые дарят на мероприятиях, производится у разных поставщиков. Предпочтение отдаётся тем, чья продукция соответствует требованиям и кто предлагает самые выгодные условия и цену.

Местные цветочники

В Белгородской области выращиванием цветов занимается несколько крупных организаций.

Самая известная компания – ООО «Изовол Агро», белгородцы знают её продукцию под брендом «Розы Белогорья». Руководитель компании – Александр Изотов, бенефициар – Олег Изотов. По информации аналитической программы «СПАРК-Интерфакс», выручка от продажи за 2018 год составила 484,2 млн рублей, а чистый убыток – 171 млн рублей. За год ООО «Изовол Агро» заплатило 19,8 млн различных налогов. Причём убытки компания терпит как минимум последние четыре года (за этот период можно отследить информацию в системе СПАРК), так что прибыльным этот бизнес не выглядит.

Королеву цветов выращивает и МБУ «Управление Белгорблагоустройство». Руководит бюджетным учреждением Андрей Бубело. Данных о расходах и прибыли предприятия нет, поэтому нельзя оценить перспективы его деятельности. В департаменте экономразвития сообщили, что общий объём производства роз на срез на этих двух предприятиях составляет не менее 17 млн штук в год. Выращивается более 30 сортов цветов.

Торгово-промышленное предприятие ООО «Компания “Мосфлор-Белгород”» розами не занимается, зато выращивает луковичные цветы на срез и посадочный материал для них. Проектная мощность предприятия – 2,5 млн штук в год. Директором компании является Дмитрий Выродов. В 2018 году выручка от продажи составила 24,6 млн рублей, а чистая прибыль равнялась 124 тыс. рублей. Предприятие хотя бы не уходит в минус по финансам, но и достаточно прибыльным назвать его можно с натяжкой.

А вот компания «Мосфлор-упак» (основным видом деятельности также заявлена оптовая торговля цветами и растениями) за 2018 год от продажи получила 49 млн рублей. Чистая прибыль здесь тоже внушительнее – 4,2 млн рублей.

Ещё один комплекс, занимающийся луковичными цветами на срез, находится в посёлке Чернянка. Это тепличный комплекс ООО «ТК Ермак», его проектная мощность составляет 370 тыс. штук в год. В основном компания занимается выращиванием овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей. Цветы и рассада тоже указаны в перечне видов деятельности. Судя по всему, дела компании идут не очень – в 2018 году выручка от продажи составила всего 645 тыс. рублей, а чистый убыток – 2,7 млн рублей.

Не выращиваем, но в выигрыше

Безопаснее и выгоднее закупать цветы, а не выращивать их самостоятельно. Можно подстроиться под спрос населения, учитывать флористическую моду и закупать тот товар, который точно будет продан. Причём если в данный момент мода пришла, условно, на пионы или розы кофейного оттенка, продать эти цветы можно с большой наценкой, особенно в составе свадебных букетов и при оформлении фотозон. На таких вещах люди обычно не экономят и стараются купить самый актуальный вариант.

Тут включается природная сезонность. Мы говорим: «Сейчас заканчиваются анемоны, ещё пару недель – и их не будет, а сейчас у нас пошла рожь с георгинами, давайте покупать сезонные пионы». Создаётся ажиотаж узкой сезонности – такой мгновенной, что вот сейчас, а завтра ты этого уже не купишь. Ольга Опёнок, совладелица компании «Городской букет»

Эту теорию подтверждает, например, компания ООО «Дом цветов». В Белгороде она реализует живые цветы на срез и комнатные растения в магазинах «Оазис». Руководит компанией Ольга Цыбина. Выручка от продажи за 2018 год составила 63,6 млн рублей, чистая прибыль – 4,7 млн рублей. За последние четыре года компания ни разу не уходила в минус и не терпела убытков.

Также цветами торгует ООО «Оптторг сити» в Валуйках. Директор компании – Владимир Попов. Выручка от продажи за 2018 год составила 13,3 млн рублей. Чистая прибыль – 88 тыс. рублей. Не много, но и убытков компания не терпит, что для микропредприятия, занимающегося продажей цветов, очень даже неплохо.

Пока в России не будут поддерживать местных производителей цветов, флористы будут обращаться к зарубежным поставщикам. К слову, цветы – единственный аграрный сектор, чей продукт сегодня, по мнению властей, считается роскошью. Никаких льгот и субсидий производители не получают.

Давайте мы сейчас сделаем специальную программу. Давайте это будут субсидии, льготное налогообложение. Давайте мы дадим льготный период и скажем, вот мы даём вам три года. По цветам есть возможность в более короткий срок нарастить этот выпуск и создать действительно реальную базу. Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты России

Video:Торгово-промышленная палата России

В Торгово-промышленной палате России отмечают, что за последние пять лет в стране не было построено ни одной новой цветочной теплицы. Отрасли может помочь приравнивание цветоводов к аграриям и установление единых правил игры на рынке для производителей и импортёров.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter