Posted 10 апреля 2013,, 11:08

Published 10 апреля 2013,, 11:08

Modified 29 июля 2022,, 13:22

Updated 29 июля 2022,, 13:22

Руководитель ППК «Черноземье»: Новый тариф на пригородные пассажирские перевозки стал недоступен для населения области

10 апреля 2013, 11:08
Об этом рассказал генеральный директор пригородной пассажирской компании, перевозящей пассажиров на электричках и пригородных поездах на территории Белгородской области, на недавней пресс-конференции, состоявшейся на ж/д вокзале областного центра.

На прошлой неделе проблема пригородных перевозок на пассажирском транспорте в России обсуждалась как на региональном уровне - на пресс-конференции, посвящённой акции «Сохраним поезд», на так и на общефедеральном - на пассажирском форуме РЖД, который прошёл 27 марта в Москве.

В результате структурных реформ организации железнодорожного транспорта в России, с 2010 года отдельные направления были выделены в отдельные структуры бизнеса: грузовые перевозки, пассажирские дальнего следования и пригородные пассажирские - без перекрёстного субсидирования.

Как прозвучало на пассажирском форуме РЖД, в настоящее время пригородным сообщением занимаются 26 пригородных пассажирских компаний, которые охватывают 73 региона РФ. При этом эти компании арендуют подвижной состав у РЖД, а также платят холдингу за пользование инфраструктурой, в отличие от автобусного транспорта.

В свою очередь регионы устанавливают тариф на пассажирские пригородные перевозки и определяют маршрут следования. Если расходы пригородных ж/д компаний не покрываются сборами от продажи билетов (в большинстве регионов России), то эти выпадающие убытки покрывают заказчики перевозок - администрации регионов.

Как рассказал на пассажирском форуме начальник Центра по корпоративному управлению пригородным пассажирским комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер, в 2012 году регионами было компенсировано менее половины необходимой суммы. Ожидаемые убытки в 2013 году составят более 18 млрд рублей, в проектах бюджетов субъектов РФ на этот год на эту компенсацию предусмотрено около 8 млрд рублей, что также меньше половины.

Участники форума сошлись на том, что без полной компенсации нет финансовой возможности у пригородных компаний приобретать новый подвижной состав и улучшать качество обслуживания, что ведёт к снижению уровня конкурентоспособности. При этом, как отметили на форуме РЖД, пассажирский ж/д транспорт отличается большей вместимости и менее негативно влияет на загрязнение окружающей среды, по сравнению с автобусами.

Согласно данным исследования Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, которые на форуме озвучил его директор Илья Долматов, чтобы стать безубыточными на условиях субсидирования государством затрат на пользование инфраструктурой, тариф на пригородные перевозки должны быть увеличены на 52 %, а чтобы полностью выйти в ноль - в два раза.

Как было отмечено на форуме, в настоящее время, при субсидирования федеральным центром части затрат, на безубыточном уровне работает Центральная ППК, и только из-за того, что в том числе осуществляет перевозки в Москве и Подмосковье. При этом, как заметил в интервью корреспонденту ИА «Бел.Ру» Максим Шнейдер, другие регионы (Брянская, Калужская и другие области) компенсирую Центральной ППК либо менее 20 %, либо вовсе не компенсируют.

На территории Белгородской области пригородные пассажирские перевозки осуществляет
пригородная пассажирская компания «Черноземье». Как рассказал генеральный директор компании Виктор Шубин, в прошлом году из бюджета региона было компенсировано перевозчику 26,2 млн рублей, что составило 12 % от необходимого. По словам Виктора Шубина, в этом году средства, выделенные на субсидирование пригородных перевозок, смогут покрыть лишь 14,3 % суммы, необходимой для компенсации.

В итоге уже в прошлом году ППК «Черноземье» была вынуждена сократить 13 пригородных поездов, в том числе курсирующие в межгосударственном сообщении с Украиной. Также в конце 2012 году правительство Белгородской области решило повысить тариф - с 21 декабря прошлого года он составил 16 рублей за одну зону вместо 11,2 рубля.

По словам руководителя компании-перевозчика, за два месяца этого года это привело к снижению ценовой доступности железнодорожного транспорта для местного населения. К примеру, за январь 2013 года по направлениям Белгород - Ржава и Белгород - Готня разовых билетов реализовано на 76 % меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В остальных регионах Центрального Черноземья стоимость проезда осталась прежней и составляет 12 рублей за одну зону.

Всего, как сказал Виктор Шубин, с прошлого года объёмы пригородных перевозок в регионе уменьшились на треть, что сказывается на качестве обслуживания пассажиров и ведёт к сокращению объёмов работы предприятий железнодорожного транспорта, уменьшению налоговых отчислений и снижению транспортной доступности для населения.

Несмотря на такое положение, как рассказал начальник Юго-Восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Вячеслав Прокофьев, в этом году на ЮВЖД планируют приобрести новый подвижной состав для пригорода - это три рельсовых автобуса. Планируется, что они будут обслуживать направление Белгород - Готня.

Максим Алтухов

"