Posted 9 ноября 2021, 06:05

Published 9 ноября 2021, 06:05

Modified 18 сентября 2022, 14:22

Updated 18 сентября 2022, 14:22

Рынок ювелирных изделий Белгородской области: от производства к экспорту

9 ноября 2021, 06:05
Бриллианты и золото для одних – атрибуты роскошной жизни, для других — ежедневный аксессуар. В большинстве случаев среди россиян популярностью пользуются либо достаточно бюджетные украшения, либо очень дорогие. Что собой представляет ювелирный рынок? И почему отечественное золото плохо продаётся за рубежом?

В 2020 году оборот рынка ювелирных изделий в России оценивали в 241 млрд рублей. На клеймение в пробирную палату поступило чуть менее 143 тонн ювелирной продукции. Большая доля приходится на изделия из серебра. При этом две трети — это серебряные украшения отечественного производства. Что касается изделий из золота, они занимают 30% от общей массы ювелирной продукции.

Несмотря на столь внушительные обороты, в прошлом году физический объём ювелирного производства упал на 30%. Но это никак не отразилось на денежном выражении рынка — просто увеличились цифры на ценниках.

Стоимость материалов — сырья, то есть золота и драгоценных камней, увеличилась на 50%. Ещё есть одна неприятная тенденция: например, в 2017 году в отрасли работало 18 300 малых предприятий, а в этом там работают 12200 — на шесть тысяч с лишним сокращение произошло.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Белгородской области на 1 ноября текущего года, как сообщили в региональном правительстве, единственным предприятием с основным видом экономической деятельности «производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней» является Белгородский ювелирный завод «Арт-КАРАТ».

Не так давно завод купил сеть магазинов «Адамас». Благодаря объединению «Арт-КАРАТа» и «Адамаса» на ювелирном рынке России появится крупный игрок с собственной сетью магазинов, насчитывающей свыше 200 торговых точек.

Сейчас Белгородский ювелирный завод входит в тройку крупнейших производителей России и в числе первых — по уровню продаж. По прогнозам специалистов, в этом году выпуск продукции завода превысит показатели 2020 года на 80% — 3539 кг против 1977 кг соответственно. А благодаря продажам складских остатков прошлого года рост продаж достиг рекордного уровня — 152% (4504 кг против 1785 кг). Выручка должна превысить плановый показатель роста в 130% (2,6 млрд рублей). Во многом это объясняется тем, что заводу удалось избежать сокращения штата в 2020 году и сохранить все свои филиалы, что позволило быстро вернуться к прежним объёмам работы.

В целом в 2019 году белгородские ювелиры произвели более 1,1 тонн изделий из серебра и более 1,2 тонны — из золота. В 2020 году показатели составили около 1 тонны и более 1 тонны соответственно.

Одна из нелёгких задач для российских ювелиров — это завоевать мировой рынок. Ведь, как ни странно, в России не производят мелкие недорогие бриллианты весом до 0,3 карата. Поэтому в 98% украшений со вставками используют импортные камни. Пошлины на ввоз иностранных бриллиантов увеличивают стоимость изделий на треть.

На сегодняшний день Россия занимает 37-ю строчку в списке мировых экспортёров ювелирных изделий. Объём продаж отечественных украшений за рубеж — меньше 100 миллионов долларов. Белгородские украшения экспортируются в Казахстан и Беларусь.

Конечно, перспектива для отрасли — это внешние рынки, но чтобы там работать и получать достойное вознаграждение за сделанную продукцию, конечно, нужно упростить все нормы и процедуры для того, чтобы могли наши коллеги там работать — вот этим мы сейчас вместе с ними занимаемся.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В розничной торговле Белгородской области ювелирные изделия реализуют такие крупные сети, как ювелирная сеть «585 «Золотой», ювелирная сеть «Sunlight», ювелирная сеть «Светлов», ювелирный магазин «Самоцветы» и ювелирный магазин «Самоцветы+».

Согласно данным Белгородстата, по итогам 2019 и 2020 годов объём розничной торговли ювелирных изделий в регионе составил 7,4 млрд рублей и 7,1 млрд рублей соответственно.

В 2022 году российских ювелиров ждёт ещё одно испытание — обязательная маркировка изделий. На каждое изделие будут крепить бирку с QR-кодом. С помощью мобильного приложения можно будет узнать, из какого металла сделано изделие, его пробу, вес и наименование камней. Нанометки будут наносить и на украшения. По мнению специалистов, маркировка поможет избавиться от нелегальной продукции и подделок.

Малые предприятия в подавляющем большинстве к этому не готовы, для них это достаточно серьёзная нагрузка и большой вызов. И они, конечно, очень рассчитывают, что будет какая-то поддержка со стороны государства с точки зрения хотя бы компенсации затрат на приобретение оборудования.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Эксперты рассчитывают, что в 2021 году продажи ювелирных изделий вырастут на 15%. При этом экспортировать в полном объёме свои товары отечественные производители не могут из-за избыточного контроля государства в сфере оборота драгоценных металлов и камней.

Непосредственно процедура постановки клейма и оформления документов занимает две недели, а для зарубежного рынка интернет-продаж столь длительный промежуток времени – роскошь.

Изменить ситуацию может отмена обязательного государственного клеймения при экспорте и переход на электронный документооборот.

Подпишитесь