Posted 4 ноября 2018,, 17:37

Published 4 ноября 2018,, 17:37

Modified 29 июля 2022,, 13:17

Updated 29 июля 2022,, 13:17

Владимир Боровик: Поставить задачу – под неё денежку, а не наоборот

4 ноября 2018, 17:37
Глава регионального департамента финансов и бюджетной политики на общественных слушаниях представил проект бюджета области на 2019 год.

ДОХОДЫ

Мы должны констатировать, что 2017 и 2018 годы были очень успешными для бюджета области. За два года мы нарастили наши доходы практически на 40 %. В этом, безусловно, большая заслуга контролирующих и наблюдающих органов. Это налоговая инспекция, казначейство. Но главный фактор – это улучшение работы экономики, что находит отражение в реальных цифрах. В 2018 году по сравнению с 2017-м темпы несколько снизились, понятно, что есть эффект базы. Но к уровню прошлого года мы будем иметь около 10 %.

Мы должны понимать, что до этого четыре года, к сожалению, в плане доходов мы были, так сказать, на голодном пайке. Наши доходы не прирастали за счёт таких объёмных источников, как налог на прибыль. Тому есть свои причины. Сейчас этот источник вышел на первое место в структуре доходов. Хотя остальные виды доходов бюджета в 2013-2016 годах росли примерно на 5-6 % в год. Мы на этом держались.

Помимо того, нам пришлось занимать. Нас упрекают в объёме госдолга. Ну, давайте не будем занимать, не было бы бюджета области. Сейчас ситуация по госдолгу сильно отличается от того, что было раньше.

ИЗ ТЕНИ

При работе с доходами мы смогли чётко наладить систему выявления тех, кто находится в тени. Как бы мы ни хотели, налоги нужно платить всем. Нас иногда упрекают в карательных мерах. Но карательных мер не было, были меры, необходимые для того, чтобы обязать всех исполнять законодательство. Не более того. Такие меры нам давали до трёх миллиардов рублей в год дополнительных доходов. Это вывод из тени, серые зарплаты, уход от налогообложения и так далее. Работа здесь ведётся по 11 направлениям. И мы не будем её прекращать. Те, кто находится в тени, не надейтесь.

РАСХОДЫ

В 2017-2018 годах мы постарались концентрироваться на улучшении качества жизни людей. Во-первых, мы ни на йоту, ни при каких обстоятельствах не снижали свои социальные расходы по тем нормативам, которые предусмотрены законом. Мы ни на копейку их не нарушали. Иное дело – что они не устраивают, наверное, всех. Это понятно. Всем не хватает. Но то, что нам полагалось делать, мы делали неукоснительно.

Во-вторых, нам пришлось думать, как развивать дальше бюджетную и жилищную инфраструктуру. Мы должны понимать: если мы видим, что здание (или кабинет, или класс, или больничная палата) требует ремонта, то через год мы будем платить за него минимум на 10 % дороже. Амортизация – 15-20 % в год, посчитайте. Плюс инфляция. Это удорожание того, что нельзя сделать сейчас. Поэтому когда мы говорим, что на следующий год мы увеличим капитальные затраты на 50 % – это крайняя необходимость.

Мы поддерживаем объём дорожного строительства на 17-18 миллиардов рублей в год. Дорожный фонд – всего лишь 7 миллиардов рублей, остальные 10-11 миллиардов мы добавляем из бюджета. Эти деньги нужны не для того, чтобы их «распилить» – как иногда наши друзья пишут в сетях. Мы должны делать дороги, а потом их содержать. А чем больше дорог, тем больше нужно на их содержание. Получается такой круг, не не замкнутый – мы его разрываем.

В-третьих, для нас является приоритетным выполнение майских указов президента. Это и 2012 год – их никто не отменял, пять лет мы с ними проработали. И, слава Богу, в части зарплат по средним показателям мы майские указы исполняем. Да практически по всем показателям, которые там предусмотрены. А новые майские указы для нашей области – примерно девять новых направлений. Мы за три года туда вложим порядка 22-23 миллиардов рублей. Именно в развитие национальных проектов. По нацпроектам будет вестись особый учёт, контроль, классификация. Органом, который будет вести наблюдение за исполнением и реализацией нацпроектов на территории региона, будет прежде всего федеральное казначейство. Плюс было поручение губернатора включить в работу Общероссийский народный фронт и другие общественные организации.

Ну и опять же, мы говорим, что никоим образом не будем уменьшать ни в абсолютном, ни в относительном значении расходы на социальную политику. Это наш приоритет, и мы о нём громко даже и не говорим, потому что с этим свыклись. Есть новые инициативы – например, проект «Большая белгородская семья». Думаю, это правильно.

ГОСДОЛГ

Ещё шесть лет назад объём нашего госдолга был 115 % к уровню собственных доходов. Сейчас 42 %. И я надеюсь, что если стабильное поступление доходов в бюджет не прекратится по форс-мажорным обстоятельствам, мы будем работать над тем, чтобы не заимствовать излишние ресурсы для возврата занятого раньше. Мы 4,5 миллиарда занимаем и 4,5 миллиарда отдаём. Дефицит в 3,6 % мы будем гасить за счёт собственных ресурсов. То есть, мы не будем занимать больше, чем отдавать. И, надеюсь, сократим сумму заёмных средств за счёт дополнительных доходов. Это позволит нам не занимать, не наращивать долг, и избавиться от его обслуживания по процентам.

Лучше, конечно, было бы не занимать, но за один год не решается то, что копилось годами, даже десятилетиями. Поэтому будем работать. Тема эта уже набила оскомину. Все регионы России имеют заёмные средства. Все без исключения. И Москва, имеющая бюджет в 4,5 триллиона рублей – треть бюджета России. Весь мир живёт так. Бизнес занимает, чтобы развиваться. Мы тоже раньше занимали, чтобы развиваться, а потом пришлось занимать, чтобы прожить. Сейчас наступает период, когда то, что мы проели, надо будет отдавать и потихоньку наращивать собственную составляющую бюджета. Вот такая бюджетная долговая политика.

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

Темпы роста бюджетов муниципальных образований и областного бюджета разные. Там стабильные источники. Они отыграны, проведена инвентаризация, переоценка. Самое главное – это платежи по имущественным налогам. Резкого скачка там не получится. Поэтому мы будем на 12 % увеличивать объём дотаций районным и городским бюджетам.

Также по «межбюджетке» мы, как и в этом году, берём на себя субсидии по увеличению МРОТ для муниципальных бюджетников, и берём на себя увеличение зарплаты по майским указам по работникам культуры. Это мы передаём муниципальным образованиям. Это поддержка, которая позволит муниципалитетам отойти от текущих проблем и заниматься иными вопросами развития районного хозяйства.

СХЕМА

Важно понимать, что в объёме дотаций есть целевые дотации. Мы подписываем соглашение, где это чётко определяем. Допустим, муниципалитет заказывает строительство школы. Мы понимаем, что ни один муниципалитет – может быть, кроме городов – сам эту школу не построит. У него не хватит на это ресурсов. Но заказчиком должна выступать местная власть. Поэтому мы говорим: хорошо, давайте мы сделаем доли софинансирования: 10 % – вы как заказчик, 90 % – областной бюджет. Такое позволяет Бюджетный кодекс. И 10 % областных денег мы передаём муниципалитету. То есть реально вся школа будет построена за областные деньги. Район берёт на себя, скажем, элементы благоустройства. Такая схема работает уже лет десять. Она же применяется, когда муниципалитет выступает заказчиком по дорогам. Эти большие объёмы мы берём на себя. Нельзя одномоментно распределить всё. Если школа вошла в областную программу, и мы её строим.

ТЕМП

Темп роста доходов несколько замедлился, потому что на нас влияет ряд мер, который принят в федеральном законодательстве для выравнивания ситуации по территориям. По изменению налогового законодательства по движимому имуществу мы потеряем три с лишним миллиарда рублей. Мы потеряем, зато бизнес приобретёт. Тоже правильный, наверное, подход. Там есть свои заморочки. Второе, что нас коснётся– это акцизы на ГСМ, там также порядок меняется. Если брать общие потери – мы потеряем порядка пяти миллиардов рублей. Компенсации получим около миллиарда. Четыре миллиарда мы «закрываем» своими ресурсами, поэтому мы их недобираем. Поэтому на следующий год и темп роста у нас здесь очень умеренный – четыре с небольшим процента.

Также мы крайне ограничены соглашениями по дотациям, кредитам и так далее. Но мы к ним уже привыкли, работаем в этом режиме. Как страна к санкциям, так и мы к этим ограничениям уже привыкли. Это не является решающим фактором.

СКЕЛЕТ

В целом проект бюджета не окончателен. Но мы должны понимать, что не все цифры по нацпроектам по отраслевым министерствам ещё отработаны. Более того, они реально ещё вообще не отработаны. Поэтому мы включили в проект бюджета заявки, которые готовились нашими департаментами, управлениями. Мы это всё включаем в бюджет. Мы никого не отвергли. Более того, по ряду проектов – как, например, по цифровой экономике – эти цифры будут не раньше 15 декабря. Надеюсь, мы успеем ко второму чтению в областной Думе. Если что-то не будет получаться, ничего страшного, мы будем вносить коррективы. Главное – «скелет» и параметры есть. По всем тем социальным вопросам, которые нас касались – мы их предусмотрели, индексировали, увеличили.

ЗАДАЧИ

В целом, на мой взгляд, достаточно позитивная оценка бюджета. Хотя я уверен, что никого из здесь сидящих он всё равно не устраивает. Наших возможностей всегда не хватает для исполнения наших желаний. Мы не говорим пафосно, что мы лучшие или худшие. Говорим, что это реальная оценка бюджета. Мы стремимся работать. Главное – работать экономно и эффективно для достижения целевых показателей. Не просто раздавать деньги, финансировать, а достигать чего-то. Поставить задачу – под неё денежку, а не наоборот.

"