Posted 3 апреля 2019,, 09:27

Published 3 апреля 2019,, 09:27

Modified 17 сентября 2022,, 15:55

Updated 17 сентября 2022,, 15:55

Бытовая техника: направление – на российское

3 апреля 2019, 09:27
Журналисты «Бел.Ру» попытались разобраться, насколько это реалистично – покупать в магазинах отечественных домашних помощников.

Революция

Технологическая революция не происходит в один момент. Она растягивается на десятки и даже сотни лет. Сейчас мы находимся на одном из важнейших этапов этого процесса. Достижения цивилизации в массовом порядке становятся доступными рядовому потребителю, делают его жизнь более лёгкой и управляемой. И это в корне меняет жизненный уклад человечества. Насколько российские производители бытовой техники включены в этот процесс?

Пробелы

Аналитики отмечают в этой сфере два основных тренда. Для российской экономики один из них имеет положительное значение, другой – отрицательное.

К сожалению, на сегодняшний день это по большей части зарубежные компании, которые на территории России собирают технику. Мы сейчас практически от импорта не зависим с точки зрения ввоза. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Независимость от импорта комплектующих, по большому счёту, для российского производителя мнимая. Из производственного кластера выпадают целые сегменты обширного рынка бытовой техники, причём очень востребованные потребителем.

Недостаточно развитые кластеры в России поставщиков. По комплектующим, по электронике, по электромоторам, по алюминиевым и угольным фильтрам, которые используются в вытяжках достаточно активно, локализации нет. Дмитрий Левин, генеральный директор ООО «Эликор»

Локализация

На сто процентов импортной в России можно назвать порядка 20 % бытовой техники. Большинство крупных брендов собирают технику на территории нашей страны. В частности, LG Electronics в течение последних 14 лет инвестировала в площадку, расположенную под Москвой, около 500 млн долларов. При этом производство расширяется, становится более полным. В него включаются линии не только сборочного, но и собственно производственного типа – на которых специалисты создают детали различных бытовых приборов. Ожидается, что уже в 2019 году холодильники корейской фирмы будут создаваться в России на 38 %, стиральные машины – на 59 %.

Потребность не сократилась: люди обзаводятся семьями, и тогда они обязательно покупают новую технику. Работает ипотека, люди покупают жильё – и им снова нужна новая техника. Татьяна Шахнес, директор по связям с общественностью и социальным проектам LG Electronics в России

Статистика гласит, что россияне испытывают дефицит крупной бытовой техники, которая производится отечественными компаниями. В сегменте мелкой техники ситуация иная. На полках магазинов встречается и российская техника – в том числе та, что собрана за границей.

Одна из российских фирм этого сегмента рынка – корпорация «Аксион». Производство находится на Ижевском мотозаводе. В старых «оборонных» цехах выпускают не только системы связи для военных, но и вполне гражданскую продукцию: медицинскую технику и бытовые приборы.

Стоимость единицы гражданской продукции варьируется от 3 до 5 тысяч. Этот сегмент самый ёмкий: он составляет порядка 60 % от всего рынка. И, безусловно, когда мы обеспечим покрытие территории – то есть наличие наших товаров во всех точках – мы займёмся тем, что будем занимать соседние ниши. Это эконом-минус и люкс класс. Денис Артёмов, заместитель директора корпорации «Аксион» по производству гражданской продукции

Пополнение

Во главу линейки бытовой техники «Аксион» ставит производство электромясорубок. Однако пару лет назад к ней добавились соковыжималка, кофемолка, блендер, чайник и сушилка для рук. На очереди – пылесос. Как считают на предприятии, запуск производства позволит фирме в течение пяти последующих лет «разогнать» объём выпускаемой продукции на 30 %. Выручка при этом должна увеличиться в три раза.

Чтобы увеличить маржинальность, нам необходимо расширить товарный ряд и увеличить производство примерно в три-четыре раза. Тогда, я полагаю, мы можем достичь маржинальности на уровне 25-30 % – за счёт снижения издержек. Денис Артёмов, заместитель директора корпорации «Аксион» по производству гражданской продукции

Недоверие

Планы впечатляющие, однако их минус – в длительности реализации. Заявленной планки руководство предприятия намерено достичь к 2025 году. Причина медленного роста, по признанию маркетологов, – в недоверии российских покупателей к «родным» брендам.

У нас создана такая организация, как «Роскачество». Она присваивает знак качества тем продуктам и вещам, которым они провели экспертизу, в том числе привлекают экспертов ТПП на местах. С тем, чтобы, если уж этот знак присваивается, то он соответствовал действительно высочайшему качеству не только для российского рынка, но и для работы на зарубежных рынках. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Регион

Какими цифрами характеризуется розница бытовой техники в Белгородской области?

По подсчётам статистиков, общий оборот розничной торговли в регионе в 2017 году составил 315,389 млрд рублей. На продукты из них пошло 121,357 млрд рублей (38,4 %), на непродовольственные товары – 194,032 млрд рублей (61,5 %).

Бытовые электротовары занимают в рознице региона 2017 года 3,132 млрд рублей (0,99 %). В том числе доля холодильников и морозильников – 1,143 млрд рублей (0,36 %), стиральных машин – 0,601млрд рублей (0,19 %).

Объёмы

Удержать темпы производства техники отечественным компаниям помогают серьёзные объёмы заказов. Яркий пример – компания «Свар» (Пенза). Её профиль – поставка кухонных плит в многоэтажки. В течение последних трёх лет девелоперы заключили контракты на покупку 86 000 единиц техники.

Рост

Есть некие этапы. Мы сначала берём готовую продукцию, понимаем, что она продаётся. Потом берём так называемые сборки: какую-то часть вещей на имеющуюся нашу технологию перекладываем: стёкла, дизайнерские решения, внутренности, ещё что-то берём. И постепенно таким образом переносим продукт. Константин Сёмин, директор ООО «Свар»

По словам руководителя предприятия, взаимовыгодное сотрудничество с застройщиками помогает компании не просто держаться на плаву: она растёт неплохими темпами.

У нас прошлый год был порядка 15-17 % прирост к 2017 году. К 2016 году мы приросли порядка 20 %. Среднюю динамику на уровне 15-20 % мы сохраним, я думаю, в текущем году. Мы рассчитываем как минимум по встраиваемой технике прирасти ещё в два раза. Константин Сёмин, директор ООО «Свар»

Партнёры

Также, отмечают экономисты, в качестве драйвера производства бытовой техники выступает сотрудничество производителей с мебельными салонами. Причина в том, что современный покупатель предпочитает встраиваемую технику.

Этот тренд используют в компании «Эликор». Фирма основана на базе калужского завода «Элмат». Заняться производством бытовой техники владельцы предприятия решили ещё в 90-е годы. Поскольку рыночный сегмент кухонных вытяжек был сравнительно свободным, стали производить именно этот тип техники. Теперь, как отмечают в «Эликоре», рыночная доля компании – порядка 25 %.

Если в Европе доля продаж кухонных вытяжек через производителей мебели и через мебельные салоны занимает 80-90 %, то у нас эта доля занимает около 25 %. Остальное продаётся в каналах бытовой техники. Дмитрий Левин, генеральный директор ООО «Эликор»

Центр притяжения

По признанию экспертов, «мозг» всей кухонной техники постепенно перемещается именно в сторону вытяжки. Времена, когда она воспринималась в качестве желательного бонуса к плите, прошли. Судя по всему, уже в недалёком будущем команды всей остальной кухонной технике будут отдаваться с помощью вытяжки. Логика проста: эта часть парка кухонных приборов находится в наиболее удобном для управления месте.

Калужский завод производит наиболее продвинутые модели вытяжек уже с учётом этих современных требований. При этом покупатели, как правило, находятся за рубежом. Компания «Франке» из Швейцарии стала главным владельцем российского завода. Самая современная техника производится преимущественно на экспорт.

Мы все почувствовали изменение в экономической ситуации в первую очередь через уменьшение среднего чека изделий, теперь больше уходим в средний и низкий ценовой сегмент – чтобы сохранить объёмы и выручку. Дмитрий Левин, генеральный директор ООО «Эликор»

Факторы

Таким образом, на положение российских производителей бытовой техники влияет множество различных факторов, в основном негативных. Среди них снижение покупательной способности россиян, нестабильность курса доллара и евро (особенно в случае приобретения комплектующих за рубежом), отсутствие привычки покупателей приобретать отечественное.

Целесообразнее экономически иногда реализовывать это через покупку готового изделия, чем элементов для его сборки и производства на территории России. Здесь и готовность производить элементную базу, и вторая часть – это законодательство, которое должно быть отрегулировано. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В помощь

По мнению аналитиков, российские производители бытовой техники вполне способны составить конкуренцию западным брендам. Мешает неповоротливость рынка, тяжеловесность самой задачи – переориентировать покупателя на отечественное. Однако с помощью мер лоббирования на государственном уровне даже эта задача может оказаться вполне выполнимой.

"