Posted 2 августа 2018, 08:59
Published 2 августа 2018, 08:59
Modified 20 августа, 04:23
Updated 20 августа, 04:23
Российский зерновой союз утверждает, что ОАО «РЖД» удовлетворяет лишь 30 % заявок в этом направлении. При этом Прибалтика, прежде всего Латвия, необходима, так как позволяет вывозить объёмы зерна, которые дорого или сложно экспортировать через порты Юга и Северо-Запада РФ. Эксперты подтверждают большие ограничения на вывоз зерна в этом году по сравнению с другими грузами.
Получается, что во время, когда страна старается занять место экспортёра мирового значения, отдельные чиновники РЖД оказались заинтересованы в непрозрачном распределении квот и решили ограничить экспорт зерна.
О сложностях и повторении прошлогодней ситуации вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбута уже сообщил в письме от 1 августа вице-премьеру Алексею Гордееву, пишет «Коммерсант».
По информации РЗС, этот сельхозгод может дать сбор зерновых на уроне 105–114 млн тонн. При рекордных переходящих запасах в 20,4 млн тонн, прогнозируемом спаде производства на Украине и в Европе и хорошей рыночной конъюнктуре это создает предпосылки для экспорта 42–45 млн тонн.
В 2017 году через порты Прибалтики отправлено 1,76 млн тонн зерна и 1,2 млн тонн продукции масложировой и сахарной промышленности. Корбут сообщает, что в российских портах Балтики (Калининград, Усть-Луга, Петербург и др.) не достроена инфраструктура, поэтому они физически не готовы в настоящее время обеспечить перевалку зерна и продуктов переработки требуемых объёмов.
РЗС обращает внимание, что на этот экспорт традиционно ориентированы зарубежные порты Балтики, прежде всего Латвии (Лиепая, Рига, Вентспилс). Но, по словам Александра Корбута, участники рынка заявляют о тенденции искусственного ограничения российского экспортного потенциала.
Как утверждает вице-президент Российского зернового союза, ОАО «РЖД» согласует не более 30 % заявок на экспорт зерна и продуктов переработки через порты Прибалтики, ссылаясь на технические причины, хотя по другим грузам такая ситуация не возникает. РЗС обратилось к вице-премьеру с просьбой рассмотреть вопрос обеспечения перевозки зерновых грузов в порты Прибалтики.
Проблемы, возникшие с пропуском грузов в Прибалтику, цикличны и одновременно являются отражением двух противоположных трендов. С одной стороны, страна держит курс на увеличение экспорта, с другой – стремится перевести его на свои порты.
В 2016 году ОАО «РЖД» снизило стоимость перевозок белорусского топлива через РФ на 25 %, чтобы забрать грузопотоки у Прибалтики, но принципиально ситуация не поменялась. В прошлом году, по словам аграриев, балтийский транзит также ограничивали: поставки зерна были прерваны с февраля-марта до июля.
В этом году ситуация с зерном выделяется на фоне других грузов. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что во втором квартале в перевалке грузов (в первую очередь угля и нефтепродуктов) из РФ через порты Латвии зафиксирована позитивная динамика в сравнении с первым кварталом, что объясняется в том числе ограничениями по выгрузке в Усть-Луге.
Одновременно сложилась принципиально иная ситуация по зерну, продолжает эксперт. ОАО «РЖД» ограничивает отправки в порт Лиепая, где за первое полугодие отгрузка зерновых грузов выросла на 52,6 % – до 1,72 млн тонн (преимущественно российских).
Бурмистров заявил, что по доле отклонённых заявок через Латвию лидирует зерно, но поставки через Лиепаю продолжатся до запуска «Новотрансом» зернового терминала в Усть-Луге.
Ряд производителей зерна считает выход в Прибалтику единственной возможностью недорогого и оперативного экспорта, рассказал изданию источник в отрасли. Коридоры Юга, по его словам, традиционно переполнены и более затратны, а зернопроизводители регионов, удалённых от Новороссийска, оказываются отрезаны от своих коридоров.
Решение не допустить зерно на Балтику может привести к недовывозу 150–200 тыс. тонн зерновых грузов в месяц, оценивает представитель отрасли.
Прибалтийское направление важно, особенно когда инфраструктура используется с максимальной нагрузкой, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов, поясняя, что в сезон 2016/17 года через балтийские порты ушло 1,5 млн тонн зерна, в сезон 2017/18 года — 2 млн тонн. Он отмечает, что сквозной тариф Прибалтики (железная дорога плюс порт) для аграриев центра РФ зачастую выгоднее, чем условия портов РФ.
В ОАО «РЖД» в свою очередь заявляют, что принимают меры по вывозу всех грузов, согласовывая все предъявляемые объёмы исходя из возможностей инфраструктуры.