Posted 28 февраля 2016,, 12:03

Published 28 февраля 2016,, 12:03

Modified 29 июля 2022,, 13:00

Updated 29 июля 2022,, 13:00

BelgorodMusicFest привёз в Белгород золотую скрипку «живого Паганини», бриллиантовую виолончель и китайскую музыку

28 февраля 2016, 12:03
На юбилейном V фестивале арт-директор Борислав Струлёв собрал легендарных музыкантов, которые создали на сцене Белгородской государственной филармонии настоящую музыкальную феерию.

«Борислав Струлёв и организаторы фестиваля создали новое достояние для Белгородской области. Мы стали узнаваемы в мировом музыкальном пространстве, мы стали теми, кто задаёт тон для всей России. И это наше общее достояние, потому что музыка не знает границ и расстояний, она обращена ко всем. Музыка является небесной и очень важной для всех нас духовной пищей», – отметил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Всё началось с «Мессы мира» Карла Дженкинса. Это было по-настоящему масштабное открытие. На сцену вышли постоянный участник фестиваля – камерный оркестр MEZZO МUSIC под руководством Натальи Боровик, музыканты симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, камерный хор под руководством Елены Алексеевой.

Главным дирижёром на сцене стал обладатель самой престижной – первой премии международного конкурса дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте, маэстро из Испании Хосе Луис Гомез. Солировал хозяин вечера Борислав Струлёв.

«Месса мира» – одно из самых известных произведений Карла Дженкинса, написанное на заре прошлого века, в 1999 году. Премьера завораживающей композиции прошла спустя год, в начале 21 века.

Конечно, всё внимание зрителей было приковано к испанскому дирижёру Хосе Луису Гомезу. Это давний друг Борислава Струлёва, он объездил весь мир, был концертмейстером оркестра на Тенерифе, главным дирижёром Франкфуртского оркестра, а совсем недавно возглавил Тосканский оркестр. 28 февраля он приехал на юбилейный вечер в Белгород. Под его управлением в первом отделении фестиваля прозвучала «Венгерская рапсодия» Ференца Листа в обработке чешского виолончелиста Дэвида Поппера.

Буйство красок в программу добавил пианист из Китая маэстро Тиан Джиан. Он считается одним из лучших исполнителей Моцарта и белгородской публике посчастливилось услышать и увидеть его игру, поскольку концерт № 23 для фортепиано с оркестром Моцарта в его исполнении – настоящее виртуозное шоу. Каждый эмоциональный пик произведения музыкант прочувствовал, передавая эмоциональное состояние своим гостям.

Но на этом сюрпризы не заканчивались. Тиан Джиан сыграл на белгородской сцене китайский концерт «Жёлтая река». Впервые в стенах Белгородской филармонии звучала китайская музыка, и впервые в России звучала «Жёлтая река». Этот концерт для фортепиано с оркестром считается одним из самых известных среди сочинений китайской музыки.

Ведущий музыкального шоу – актёр, мастер художественного слова Василий Мичков отметил, что «Жёлтая река» – это синтез китайской и русской музыки. Действительно, в ней слышны отдельные элементы из произведений русских композиторов, но и не тускнеют нотки традиционной китайской народной музыки.

Зал принял премьеру на ура. После долгих аплодисментов маэстро попросили вновь вернуться на сцену и уделить зрителям ещё немного внимания. Его попросили сыграть фрагменты из своей композиции «Шанхайская мечта», и музыкант не отказал.

Выходя из зала на антракт, зрители долго обсуждали, какие ассоциации навеяла им «Жёлтая река»: мотивы Чайковского, Рахманинова… Как контрастно звучала «Шанхайская мечта».

Во второй части на сцену вышел «живой Паганини» из США, блистательный скрипач Александр Марков. Пока он единственный, кто исполняет все двадцать четыре каприса Паганини в одном концерте. Музыкант из знаменитой династии скрипачей уже гостил у Борислава Струлёва на фестивале в 2013 году «От классики до джаза». Тогда он представил российскую премьеру Rock Concerto: в первом отделении Александр Марков солировал на классической скрипке, в во втором – перевоплотился в рок-н-рольного исполнителя.

В этот раз младший Марков начал с произведения Мендельсона – концерта для скрипки с оркестром (ми минор 1-я часть) и Пабло Сарасате «Цыганские напевы». Руководил оркестром неизменный в этот день дирижёр Хосе Луис Гомез. К слову, скрипка – родной для него инструмент, поскольку он учился игре на ней в школе Манхеттена у отца «живого Паганини» – легендарного скрипача, педагога и композитора Альберта Маркова.

В первый фестивальный день Борислав Струлёв приготовил для испанского маэстро самую долгожданную и ошеломительную встречу. Встречу со своим учителем. Под бурные овации зала на сцену вышла живая легенда мировой музыки Альберт Марков. Спустя 56 лет он вновь вернулся в Белгород, преодолев тысячи километров, чтобы вместе со своими учениками выступить на BelgorodMusicFest.

Вместе они исполнили концерт для двух скрипок с оркестром (ре минор 3-я часть) Иоганна Себастьяна Баха и «Наварру» испанского скрипача и композитора Пабло Сарасате. А затем, отпустив сына за кулисы, он воцарил в зале, играя «Три вальса» Фрица Крейслера.

В их талантливой семье есть ещё одна замечательная личность, королева сцены Марина Маркова. Династия Марковых сыграла для зрителей симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк».

Кульминацией вечера стало блистательное выступление золотой скрипки Александра Маркова, которую изготовили по уникальному дизайну. У этой скрипки шесть струн, в то время как обычный классический инструмент имеет всего четыре.

Нижние две струны золотой скрипки дают дополнительные октавы, появляется широкий диапазон от гитарных звуков до скрипичных. И на юбилейном вечере он это продемонстрировал.

На сцене золотая скрипка в золотых руках творила чудеса. Музыкант начал с красивых и чувственных мелодий, постепенно модифицируя тонкий звук скрипки в электрические напевы гитары.

Не уступал младшему Маркову и сам Борислав Струлёв. Он порадовал гостей бриллиантовой виолончелью.

Завершился фестиваль самым масштабным в истории BelgorodMusicFest выступлением. На сцену вышел камерный оркестр MEZZO МUSIC под руководством Натальи Боровик, митрополичий хор под руководством отца Николая (Кацы), музыканты симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, камерный хор под руководством Елены Алексеевой и сводный хор детской музыкально-хоровой школы Белгорода.

«Этот фестиваль – бренд Белгородской области. А то, что брендированно, то уже является ценностью, – отметил губернатор Белгородской области Евгений Савченко. – Музыка – это, как мне кажется, единственное средство, которое излечивает души. Когда человеку плохо, у него отрицательные эмоции, чувство печали, страха или депрессия, что при кризисе иногда бывает, надо идти в филармонию и слушать классическую музыку. Не в аптеку надо идти, а в филармонию. Всё просто».

Фото автора

"