Posted 27 сентября 2004,, 07:54

Published 27 сентября 2004,, 07:54

Modified 29 июля 2022,, 12:53

Updated 29 июля 2022,, 12:53

Зачем Вы, девушки, красивых любите?..

27 сентября 2004, 07:54
Александр Николаевич Островский вряд ли мог бы пожаловаться на невнимание к себе Белгородского драматического театра. Скорее наоборот. «Таланты и поклонники», «Счастливый день», «Снегурочка», «Без вины виноватые», «Гроза» - все эти пьесы великого драматурга в разные годы ставились на сцене БГАДТ им. М. Щепкина.

Зритель видел А. Островского и классического, и авангардного, отдавая все же предпочтение традиционной его трактовке.

И вот – новая встреча с драматургией «русского Шекспира». В театре с аншлагом прошла премьера спектакля «Последняя жертва». Это первая постановка режиссера Анатолия Слюсаренко в Белгороде.

Публика, собравшаяся в зале, в очередной раз смогла убедиться: театр А.Островского – не «музей восковых фигур». Девятнадцатый век сменился двадцать первым, а персонажи, в общем-то, узнаваемы. Многие реплики в спектакле звучат так, словно написаны не в 1877 году, а сегодня. Любовь и предательство, жертвенность и эгоизм – вокруг этого строится «трогательно-драматический» сюжет, навеянный А.Островскому громким уголовным процессом «червонных валетов», прошедшим в Москве в 70-е годы девятнадцатого века.

Главная героиня Юлия Павловна Тугина (арт. Н. Пахоменко), молодая вдова, безоглядно влюблена в красавца дворянина Вадима Дульчина (арт. В. Бгавин). Драматизм ситуации в том, что ее избранник не способен на искреннее чувство. Игрок, прожигатель жизни, он ищет отнюдь не души, как советует Глафира Фирсовна (засл. арт. РФ М. Русакова), а денег. Дульчина, альфонса, искателя богатых невест, в женщинах привлекает прежде всего их финансовая состоятельность.

А.Островский не предлагает в этой пьесе утешительную схему: «добродетель торжествует, порок наказан». Ведь Дульчин не остается у разбитого корыта: начинается охота за новой жертвой – богатой вдовой Пивокуровой (арт. Ю. Волкова). И очень похоже, что купчиха попадет в любовные сети циничного ловеласа.

А брак милой, доброй, но не очень практичной Юлии Павловны с Флором Федулычем (нар. арт. РФ Н. Черныш) – это все-таки компромисс. Несмотря на то, что драматургу купец Прибытков явно симпатичен: старик 60-и лет, но «румяный», гладко выбрит, тщательно причесан и хорошо одет. А имя у него какое – «цветок»! И рассуждения о жизни, о денежном вопросе – верные, дельные. Именно его репликам зрители аплодируют чаще всего, выражая свое согласие и одобрение. Совершенно очевидно, что Флор Федулыч - не какой-то там Дикой. Это купец цивилизованный: ездит в оперу, слушает Патти, покупает картины… В общем, лучшей партии, по мысли драматурга, Юлии Павловне в ее положении не найти. Звучит мотив, знакомый по пьесе «Не в свои сани не садись»: «Зачем вы, девушки, красивых любите? Непостоянная у них любовь». Представительницам купеческого сословия не резон отдавать свое сердце и капиталы промотавшимся, ненадежным дворянам. А если шире – не стоит доверяться аферистам.

Комедийную струю в спектакль вносят И. Нарожный, исполнитель роли Лавра Мироныча Прибыткова, и О. Бгавина, играющая его дочь «Ирень», экзальтированную девушку «без предрассудков». Актеры не жалеют красок, выставляя напоказ нелепость своих персонажей в их потугах на соответствие «последним веяниям» времени и моды.

Сценография спектакля предельно лаконична, чтобы не сказать скупа. Но, наверное, в этом есть свой смысл: все внимание сосредоточено на игре актеров.

Не все режиссерские решения в спектакле бесспорны. Но после премьеры остается ощущение: театр А. Островского – это интересно.

Специально для ИА «Бел.Ру», Элла Саркисьянц.

"