Posted 25 апреля 2005,, 10:10

Published 25 апреля 2005,, 10:10

Modified 29 июля 2022,, 13:11

Updated 29 июля 2022,, 13:11

Игорь Бутман: «Джаз – это когда плохому человеку хорошо»

25 апреля 2005, 10:10
В преддверии своего концерта, состоявшегося 21 апреля в Арт-Клубе «Студия», известный джазовый музыкант и арт-директор столичного заведения “Le Club” Игорь Бутман встретился с журналистами Белгорода.

Игорь Бутман родился 27 октября 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Еще будучи студентом Игорь играл в группе Давида Голощекина. В 80-е годы Игорь Бутман участвовал в концертах и записях "Популярной механики" Сергея Курехина, а также групп "Кино" и "Аквариум". В 1983-1987 гг. выступал в оркестре Олега Лундстрема, лучшем биг-бэнде СССР, и в ансамбле Николая Левиновского "Аллегро". В 1987г. Игорь Бутман эмигрировал в США, где поступил в ведущее джазовое заведение мира The Berklee College of Music, после окончания которого получил диплом по двум специальностям: "концертный саксофонист" и "композитор". Играл вместе со звездами американского джаза: Дейвом Брубеком, Чиком Корией, Пэтом Мэтини, Гари Бёртоном и Гровером Вашингтоном. В мае 1995 г. Игорь Бутман был удостоен чести выступить в Грановитой палате Кремля перед президентами России и США - Борисом Ельциным и Биллом Клинтом. В 1997 г Московская ассоциация джазовых журналистов назвала Игоря Бутмана "Человеком года". В марте 1999 года Игорь Бутман организовал джазовый оркестр All Star Big Band, в котором играют лучшие музыканты не только Москвы, но и России. С оркестром выступали также и звезды российской эстрады - Лолита, Олег Скрипка, Алексей Кортнев, Петр Подгородецкий, Сергей Мазаев. В июне 2000 года Игорь Бутман имел честь играть для Президента России Владимира Путина и Президента США Билла Клинтона в Кремле.

По приглашению известного режиссера и актера Михаила Козакова Игорь Бутман играет с ним в "Пьесе для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский", а также для спектакля "Играем Стриндберг-блюз" Игорем была написана музыка, которая была номинирована на премию "Золотая маска".
Помимо концертной деятельности Игорь Бутман ведет еженедельную программу "Джазофрения" на канале "Культура", а также является арт-директором джаз-клуба "Le Club", который вошел в список 100 лучших джазовых клубов мира по оценкам журнала "Down Beat". Журнал "Афиша" включил Игоря Бутмана в число 12 российских музыкантов, "которые определяют состояние музыки в стране".

ИА «Бел.Ру»: - Как лично вы определяете такое понятие, как «джаз»?

Игорь Бутман: - Для каждого музыканта «джаз» - это особое понятие. Для меня джаз является просто одной из форм музицирования, одним из стилей музыки, определенный музыкальный язык. Кроме того, это часть моей профессии, моей жизни, это самая моя любимая музыка, которую мне нравиться слушать, нравиться играть. Мне понравилось, как эта музыка воздействовала на меня, и я захотел также воздействовать на слушателя.

Перефразируя знаменитую фразу, можно сказать, что «джаз – это когда плохому человеку хорошо». (Смеется).

ВГТРК «Белгород»: - Ваш профессионализм – это дар или результат упорного труда?

И.Б.: - И то и другое. Какой-то дар все-таки есть. Не совсем же я бездарный. Ну, и, конечно, очень много трудолюбия. Насколько больше человек занимается, настолько больше у него талант. Есть люди гениальные, одаренные, но не приложившие к своему дарованию ничего, никаких усилий, поэтому от их таланта в итоге ничего не остается. Бесспорно, должен быть талант и огромное трудолюбие.

ВГТРК «Белгород»: - Говорят, что если человек в чем-то талантлив, то он талантлив во всем. Кроме джаза, где еще проявляются ваши таланты?

И.Б.: - Мне кажется, что у меня очень много талантовJ. Опять же, надо проявить огромное трудолюбие, чтобы талант проявился. Например, я очень люблю хоккей, и играл в него, и был талант к этому. Но не было трудолюбия в подходящий момент, когда надо было. В 10-12 лет особо не соображаешь, а потом уже поздно.

ВГТРК «Белгород»: - Что послужило причиной вашего отъезда в США в 1987 году – вы ехали туда «ковать» профессионализм, это некий спортивный интерес или же Вас что-то не устраивало на Родине?

И.Б.: - Вы знаете, и то, и другое. И спортивный интерес, да и много чего было, что не устраивало меня в Советском Союзе. Я не верил в светлое будущее, глядя на все то, что тогда происходило – потрясающая демагогия и вранье. Я не видел никакой перспективы для артиста стать членом мирового сообщества музыкантов. По тому, что я тогда играл и делал, я мог уже спокойно ездить и выступать по всему миру, как и наш ансамбль АЛЛЕГРО, который был одним из лучших в мире, по оригинальности и исполнению. Однако «на верху» боялись, что я уеду. Поэтому весь коллектив пустили на фестиваль в Югославию, а меня нет. Ну, я взял и уехал. И плюс ко всему – я понимал: без опыта игры с американскими музыкантами, шведскими, финскими, латиноамериканскими, дальнейшее развитие невозможно. Но возможность выехать была тогда только раз в год. А мечта была попасть в Нью-Йорк и учиться, и то, что я увидел, когда приехал, показало мне, что я сделал правильный шаг. Это сейчас, отечественные молодые музыканты могут спокойно общаться со звездами мирового джаза, - здесь или за рубежом. А тогда, в 1987 году, такого не было. Я не жалею, что уехал, так как я нашел там ответы на все мои вопросы.

ВГТРК «Белгород»: - Не было ощущения «мальчика из провинции»?

И.Б.: - С таким ощущением туда лучше вообще не ехать. Надо иметь страшную наглость, но понимать, что без труда там ничего не добиться. Там тебя никто не ждет, правда, первый месяц я повстречался с известными музыкантами, такими как Дейв Брубек, Пэт Мэтини. А в первую же неделю, на концерте Дэвида Гудмана, он меня вызвал на сцену и представил публике. Жаль, что не оказалось саксофона, так как его нельзя было тогда ввозить. А тот же Пэт Мэтини порекомендовал меня своему менеджеру, поэтому я играл во многих джазовых клуба Бостона. Получилось, что мне все помогали, я не чувствовал себя чужаком, «мальчиком из провинции».

ИА «Бел.Ру»: - Где больше выступаете: за границей или в России? И где Вам больше нравится выступать: за границей или в России?

И.Б.: - В процентном отношении, я больше выступаю сейчас в России. А выступать мне нравится… мне просто нравится выступать. Когда свои люди, когда такой прием, как в Белгороде, когда все так замечательно, то, конечно, хочется больше выступать здесь. Все-таки здесь гораздо меньше джаза, чем в том же Лондоне, но, тем не менее, люди везде одинаковые, поэтому не отличается прямо уж совсем публика заграничная от нашей. Я очень рад, что приехал сюда, с Тиграном и другими музыкантами. Правда, этот состав – не совсем обычный, с которым я работаю, но это потрясающие музыканты, и я рад такой возможности. И я видел, что и здесь есть хорошие музыканты, вот биг-бэнд мы сегодня посмотрели, и школа есть,… гостиница шикарная… Сейчас стало интересно ездить по России.

ИА «Бел.Ру»: - Вот вы сейчас употребили слово «школа». Скажите, а научиться играть «джаз» можно?

И.Б.: - Ну, конечно, можно. Можно научиться всему. Медведей же учат кататься на коньках. И это опять же вопрос таланта, желания и времени. Знаете, самый не очень умный вопрос в этом плане, это – «А сколько надо заниматься?». Сразу же хочется ответить – «А ты вообще чего хочешь добиться? Если хочешь выучить пьесу за 15 минут, то занимайся 15 минут. Если хочешь достичь чего-то другого и тебе надо на это 5 часов, то занимайся 5 часов.

ИА «Бел.Ру»: - А сколько вы занимаетесь?

И.Б.: - Ну, сейчас, я занимаюсь не очень много, так как я много играю концертов. Стараюсь заниматься часа два в день, насколько это возможно. Вот вчера не занимался, а позавчера – два часа, потом давал концерт на минут 40, а потом еще одно выступление на два часа.

ИА «Бел.Ру»: - Какую вы музыку предпочитаете «в свободное от работы время»?

И.Б.: - В основном, я слушаю джаз, причем, разный джаз: современных исполнителей, в большинстве своем американских, старый джаз, классику. Сейчас, когда ехал сюда, послушал «Шахерезаду» Римского-Корсакова. Кроме того, слушал такую группу, как DEEP PURPLE, особенно их концертный альбом “Made in Japan”. А недавно сын принес альбом группы УМАТУРМАН. И я несколько дней их слушал тоже.

ИА «Бел.Ру»: - Как обычно строится ваша концертная программа, какая пропорция между джазовыми стандартами и своими композициями?

И.Б.: - Сегодня, на концерте, стандарты займут процентов 80. А вообще у меня есть программа с квартетом, где мы играем музыку из советских мультфильмов, есть полностью своя программа. Но свои композиции сейчас уже меньше играем. Вот надо сесть и записать что-то новое, новую пластинку.

ИА «Бел.Ру»: - Исполняя какой-нибудь стандарт, что у Вас выходит на первое место – следование канонам или импровизация?

И.Б.: - Конечно, есть какие-то каноны, которых я придерживаюсь, есть определенный стиль исполнения, который мне нравится. Меньше всего это какие-то эксперименты, с точки зрения авангарда, так как я небольшой сторонник авангардной музыки. Для меня самое важное найти в импровизации идею, все время ставить перед импровизацией определенные задачи и находить их решения.

"