За пределами чёрного квадрата

За пределами чёрного квадрата

За пределами чёрного квадрата

25 января 2007, 15:37
Культура
Мария
24 января в Белгородском отделении Российского фонда культуры открылась персональная выставка Николая Воргуля.

 

За три года, прошедшие со дня открытия выставочного зала фонда культуры, в нём состоялись тридцать две выставки и ни одна из них не была похожа на предыдущую. Но наиболее оригинальной можно назвать выставку Николая Воргуля. Она, впрочем, как и всё творчество художника, не укладывается в какие-либо стандарты.

 

 

Сам Николай Романович также с трудом «вписывается» в привычные для художника рамки. Выставка «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» у него восьмая, но членом профессионального союза Николай Воргуль не является, да и не особо стремится. Работает он в стиле «наивного искусства», свойственного художникам-самоучкам, зачастую слишком акцентируя народную, «лубочную», можно даже сказать, «митьковскую» манеру письма. Жанровая принадлежность его картин весьма разнообразна – от сугубо реалистичных натюрмортов и пейзажей, до фантасмагоричных живописных аллегорий.

 

 

На выставке представлены практически все жанры, в которых работает художник, но большая часть экспозиции отведена под сюжеты, навеянные литературными произведениями. Картины Николая Воргуля в своём большинстве малоформатны, и потому выставка, несмотря на компактность выставочного зала, вместила почти восемьдесят живописных работ и одну скульптуру.

 

 

Николай Романович родом из Борисовки и любовь к родному краю красной нитью проходит в его творчестве. Поля и берёзки с белгородских пейзажей узнаваемы и имеют конкретную географическую привязку. Ряд картин посвящён крестьянам Белгородчины, и Воргуль уточняет адресат – «всем честным труженикам села».

 

 

Художник ни в коей мере не является религиозным фанатом, но библейская тема ему близка и занимает значительное место в творчестве. Искушение Христа и Страшный суд, страдания за веру и хлеб насущный – эти христианские сюжеты можно сегодня видеть на вернисаже. История России, особенно новейшая, не менее важна для Николая Воргуля и гвоздём выставки, безусловно, является портрет государства Российского - «Век ушедший». Здесь художник отошёл от любимого малого формата, чтобы вместить значительное количество персонажей – святых и злодеев, вождей Советского Союза, Николая II и Гитлера. В этот «этюд в багровых тонах» прорывается мертвенно-синюшные краски, подчёркивающие и антагонизм персонажей картины, и ту общую роль, сыгранную ими в истории. Кстати картину не очень-то желали видеть на некоторых выставках, то ли по политическим, то ли ещё каким-то мотивам. Николай Воргуль в таких выставках принципиально участия не принимает, потому список залов, где он выставлялся, не так длинен.

 

 

Однако главная тема выставки – литературная метафора и аллегория. Абсолютное большинство представленных работ написано по мотивам литературным. Перефразируя известные строки можно сказать – когда б вы знали, из какого текста выросли картины Николая Воргуля. Грин и Булгаков, Цветаева и Бальмонт, Чехов и Толстой, Гранин и Веллер – перечислить все литературные истоки картин просто невозможно, да и не обо всём можно однозначно судить. Картина о питии на Руси может вызвать аллюзии как с Мандельштамом, так и с Ерофеевым, а в мрачно-романтической башне в далёком краю виден и замок царицы Тамар, и тёмная башня Кинга.

 

 

Ещё одна тема, не оставляющая равнодушным художника, – хорошее отношение к лошадям. Картина «Лошади в океане» навеяна известными строчками о погибающих в океане лошадях, для которых не было места в спасательных шлюпках, а другая имеет посвящение – «В память о погибших лошадях». Впрочем, оптимистичных изображений братьев меньших у Воргуля тоже достаточно.

 

 

Хотелось, если не рассказать, то хотя бы помянуть о множестве картин, остающихся за рамками нашего сообщения, но сделать это невозможно физически, а потому – придите и увидите. Напоследок ещё две темы – зубастые монстры со всепожирающими пастями – «Олигархи», и комментарии тут видимо излишни. «Вокруг чёрного квадрата» - оказывается можно увидеть не только то, что содержится в квадрате, но и то что за его пределами.

 

 

Выставка Николая Воргуля нестандартна и потому интересна. Не каждый художник осмеливается писать картины на литературную тему, можно заработать ярлык иллюстратора, не способного на самостоятельность. Воргуль этого не боится, и его работы выходят далеко за пределы чёрного текстового квадрата. Настолько далеко – зависит от замысла художника и восприятия зрителя.

 

 

 

Специально для ИА БелРу Александр Жихов

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter