Праправнучка Льва Толстого раскрыла секреты его творчества на выставке в Белгороде

Праправнучка Льва Толстого раскрыла секреты его творчества на выставке в Белгороде

24 октября 2019, 21:43КультураТатьяна АлексютинаPhoto: Татьяна Алексютина/Бел.РуВыставка «Анна Каренина. Режиссер — Лев Толстой»
Праправнучка писателя, журналист, ведущий и режиссёр Фёкла Толстая привезла в Белгородский государственный литературный музей выставку «Анна Каренина. Режиссёр — Лев Толстой».

В рамках своего авторского проекта Фёкла с командой помощников разобрала черновики своего прапрадеда, оформила их в более понятном и современном виде на огромных деревянных стендах, пластиковых карточках и даже интерактивном экране «Монтажный стол Льва Толстого». С помощью всех привезённых экспонатов она смогла подробнее рассказать о процессе создания Львом Толстым романа «Анна Каренина», привести наглядные примеры и даже поделиться кое-какими секретами.

Открыла выставку и провела первую экскурсию лично Фёкла Толстая.

Для меня открытие этой выставки – долгожданная история. Это проект, который уходит корнями в 2012-2013 года, когда мы задумались о работе с черновиками Льва Николаевича.Фёкла Толстая

Примечательно, что рукописи писателя хранятся в Государственном музее Толстого в стальной комнате-сейфе с толстыми железными стенами, который строил для себя ещё купец Морозов. Он хранил там коллекцию импрессионистов и драгоценности жены. В наши дни это место – объект наследия ЮНЕСКО, поэтому бумаги исторической ценности нельзя оттуда вывозить. Именно поэтому выставка в Белгороде уникальна. Тем более она была создана специально для нашего литературного музея и ранее её нигде не демонстрировали.

Бывает, лежит в витрине в музее листочек. Ну да, это листочек какого-то важного и интересного человека. Но там ничего не ясно чаще всего и поэтому не так интересно. А нам хотелось понять самим и показать вам весь ход работы, мысли Толстого. Нам повезло, что он думал на бумаге.Фёкла Толстая

Толстая рассказала, что выбрала именно произведение «Анна Каренина», потому что это самый экранизируемый роман во всём мире. Критики, режиссёры и прочие специалисты считают, что творчество Льва Толстого достаточно кинематографично, этим и привлекает:

Когда снимают по Толстому, не надо даже думать, на каком плане что расположить и где поставить камеру. Автор уже сам всё прописал с великолепной чёткостью, детализацией. Фёкла Толстая

Когда специалисты стали читать рукописи, стало ясно, что писатель, не оканчивая творческих вузов и институтов, создавал свои творения по тем канонам, которые сейчас преподают режиссёрам на первом курсе режиссёрского факультета: пишешь краткое повествование (синопсис), затем думаешь о развитии сюжетной линии, потом устраиваешь кастинг героев и т. д.

Праправнучка начала свою экскурсию с портрета Льва Николаевича в 70-е годы, с того, как он начинал свою работу над романом, что послужило толчком к его написанию. Здесь же она развеяла миф, созданный биографом писателя Павлом Бирюковым:

Он описал историю, в которой сын Толстого читал книжку Пушкина тётушке Льва Николаевича. Позже он оставил книгу на столе, вошёл писатель, взял её в руки и прочёл оттуда небольшой отрывок. К слову, Толстой поражался слогом Пушкина, называя его учителем. Якобы сразу после этого он пошёл в свой кабинет и написал самую знаменитую фразу романа «Анна Каренина»: «Всё смешалось в доме Облонских. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но всё не так. На самом деле, между чтением Пушкина и написанием этой знаменитой фразы прошло не менее полугода.Фёкла Толстая

Фёкла рассказывала о процессе рождения героев романа в тончайших деталях, со всеми исправлениями от самого автора, показала расшифровки его рукописей, продемонстрировала «многослойность» этапов создания «Карениной». Многих гостей выставки поразил тот факт, что изначально автор назвал свой роман не «Анна Каренина», а «Молодец баба».

Завершилась экскурсия во втором зале выставки. Толстая привезла уникальные костюмы, в которых играли актёры фильма по роману, фото со съёмочных площадок.

Выставка в Белгородском государственном литературном музее продлится до 30 января 2020 года.

Возрастное ограничение: 12+

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter