Posted 20 февраля 2016, 11:13
Published 20 февраля 2016, 11:13
Modified 20 августа, 04:08
Updated 20 августа, 04:08
Меня сегодня муза посетила
Не в первый раз митрополичья гостиная принимает известных общественных и культурных деятелей. В списке гостей уже значились Захар Прилепин, Владимир Легойда, Борислав Струлёв. Тёплое и максимально открытое общение в этот раз помогли создать актёр, режиссёр и сценарист Никита Высоцкий и заслуженный артист России Михаил Ефремов.
«Когда мы вместе что-то переживаем, это и делает нас народом, духовным организмом. Народ Божий созидается не только за богослужением, но и в таком общении, которое присуще нашей литературной гостиной», – открыл встречу митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Карандаш и чай…
По традиции встречу начали с выставки. Работы графика Станислава Косенкова к произведениям Николая Лескова и Алексея Прасолова из фондов Белгородского государственного художественного музея поражают психологической выразительностью. Тема деревни, трудной женской судьбы была неизбывной у Косенкова. Знаменитые циклы «Детство», «Память», «Прохоровское поле» до сих пор не оставляют равнодушными, рассказали гостям.
По их мнению, выразительность достигается недосказанностью. Она заставляет зрителя думать и всматриваться в каждую иллюстрацию.
После выставки гостей уже ждала чайная презентация и дегустация. Председатель экологической организации «Дэмо-эко» Вера Порхун познакомила с традициями чаепития в Белгородской области и «дочайной» России.
Творческий вечер неизменно начал митрополичий хор песней «Молитва» Александра Градского. Скрипка, саксофон, фортепьяно. Для каждой гостиной музыканты готовят «что-то тёплое и удивительное» (комментарий из зала). Поэтесса Наталья Дроздова, протоиерей Николай Германский и поэт Станислав Минаков в своих выступлениях говорили о музах. У всех разные облики, но каждая движет и помогает творить.
История на миллион. Долларов
«Мне много давали книжек о том, как писать сценарии. Как-то дали американскую книжку, как написать историю на миллион. Долларов. Скучнее ничего не читал. Я начинал читать раз шесть и засыпал, это для меня, как учебник физики. Но кое-что я подчеркнул. Спектакль – история, анекдот-история. Почему это становится историей? Потому что её кто-то рассказал. Вообще, если смотреть на жизнь без историй, то это хаос. Это огромное количество каких-то событий, которые не объединяются ни во что. А история, говорит учитель в этом учебнике, рождается, когда мы её рассказываем. И тогда хаос превращается в истории. И я запомнил одну вещь: человек, рассказывающий историю, создаёт мир. Поэтому я считаю, что должен рассказать вам историю», – начал выступление Никита Высоцкий.
Александр. Шура. Шуруп
Сценарист отметил, что история реальная. В ней он рассказывает о Шурупе. Это кличка конюха Александра, который работал на ипподроме.
«Ипподром в Советском Союзе – единственное место, где можно было играть в азартные игры. Там всегда есть какая-то мафия, которая решает итоги. Парню Шурупу ещё не было 18 лет, когда он работал на этом ипподроме конюхом. Не наездником. Он обожал лошадей, которых не просто чистил, он их «вылизывал». Конечно, он знал всю эту историю со ставками, что туда вмешиваться не надо. Однажды жокей одной из лошадей заболел. Напечатать новые программки времени не было, написать карандашом исправления тоже. Эта лошадь ничего не должна была выиграть, и было решено: переоденем Шурупа в наездники», – рассказал Высоцкий младший.
Поворот реальной истории неожиданный. Этот самый Шуруп, понимая, что не сносить ему головы, если они с лошадью придут на скачках первые, сделал это. Больше к лошадям его не подпускали, рассказал Высоцкий.
«Шуруп стал дворником, и до конца жизни не мог даже приблизиться к лошади. После его похорон мне рассказали, что в его пустой квартире не было ничего, только этот кубок победителя. Человек в 18 лет совершил поступок, который перевернул его жизнь. Он мог бы быть, наверное, наездником. Это глупо безумно. Но это так по-настоящему. Ради того, что ты любишь, не обратить внимания на тех, кто говорит: „Давай, делай, как мы“. История закончена», – сказал Никита Высоцкий.
«Я даже не знаю, что мне сказать после такого выступления», – выходя на сцену, сказал Михаил Ефремов.
И всё же сказал: «Я давно хотел прочитать со сцены эту поэму. Поэма Владимира Луговского «Алайский рынок» была написана в 42-43-х годах. Это про то, что такое эвакуация. Хотя вы сейчас сами всё поймёте».
«Три дня сижу я на Алайском рынке. На каменной приступочке у двери в какую-то холодную артель. Мне, собственно, здесь ничего не нужно. Мне это место так же ненавистно, как всякое другое место в мире. И даже есть хорошая приятность. От голосов и выкриков базарных, от беготни и толкотни унылой... Здесь столько горя, что оно ничтожно, здесь столько масла, что оно всесильно», – читал со сцены Ефремов.
Не только с трогающими и искренними произведениями знакомил гостей актёр. Юмор, который в прямом смысле довёл собравшихся до слёз, конечно же, тоже был. Из его уст любая история, кого бы она ни затрагивала, будь то наше общество или политика, звучала ёмко и со вкусом. Он не боялся говорить ни о чём. В этом весь Ефремов.
Говорить о том, что волнует
«Сегодня был такой великолепный день, с картинами, которые мы посмотрели, с музыкой, которую мы услышали. Я понял, что главный закон ваших встреч, – делать и говорить то, что действительно волнует общество», – сказал Никита Высоцкий.
«С сегодняшними нашими гостями меня связывают очень личные воспоминания. Во-первых, с Владимиром Семёновичем дружил мой отец. Недавно, кстати, я был на концерте Михаила Олеговича в Москве. Совершенно замечательное исполнение, и я думаю, что и сегодня мы стали лучше друг друга понимать благодаря талантам всех здесь выступавших», – подвёл итог гостиной владыка.
Илона Жукова
Фото Арсения Клюйко