Юбилейный сезон филармонии увенчала 9-я симфония Бетховена

Юбилейный сезон филармонии увенчала 9-я симфония Бетховена

18 июня 2007, 15:17
Культура
Мария
Музыка двух великих симфонистов – Чайковского и Бетховена – открывала и завершила 40-й сезон Белгородской филармонии. 15 июня в зале филармонии впервые в Белгороде была исполнена знаменитая 9-я симфония Бетховена, симфония с хорошим хоровым финалом на текст оды Ф. Шиллера «К Радости».

Созданная более 180 лет назад, она и в наше время считается одним из самых грандиозных и монументальных сочинений симфонической литературы, и её исполнение, как сказал в начале двадцатого века петербургский музыкальный критик В. Корчанов, всегда «является событием… и сопровождается продолжительными приготовлениями». В исполнении симфонии в Белгороде участвовали не только белгородские музыканты, но и артисты из Курска, Воронежа, Харькова. Поэтому радость и гордость в связи с совершающимся музыкальным торжеством, звучавшую в преамбуле начальника Управления культуры Белгородской области Андрей Кулабухова и директора – художественного руководителя филармонии, заслуженного деятеля искусств РФ Ивана Трунова, разделял зал, в котором не было практически ни одного свободного места.

 

 

Помимо расширенного состава оркестра, потребовавшего приезда приглашенных оркестровых музыкантов, в исполнении симфонии принимали участие большой сводный хор, составленный из камерного хора БГЦМИ (руководитель – Елена Алексеева, и хора Воронежской государственной академии искусств (руководитель – профессор Ольга Николаенко), а также солисты – заслуженные артисты РФ Ирина Стародубцева (сопрано), Нина Стрижова (меццо-сопрано), Владимир Бойко (баритон) и дипломант Всесоюзного конкурса Николай Бирюков (тенор). За дирижерским пультом стоял главный дирижер симфонического оркестра Белгородской филармонии, заслуженный артист Украины Рашит Нигаматуллин.

 

 

9-я симфония Людвига Ван Бетховена стоит особняком в ряду симфонических шедевров ХIХ века. Ее замысел поражает глубиной идеи (воспевание Радости как самой победоносной жизненной силы), удивляет невиданной широтой масштабов (симфония длится около полутора часов). Увлекает и сплошное и напряженное развитие четырехчастного цикла, увенчанного многоступенчатым финалом с участием человеческих голосов. Симфония, завершающая творческий путь композитора, по своей стройности и сложности может быть сопоставлена с самыми величественными архитектурными сооружениями прошлых веков. Исполненное произведение – духовное завещание великого немецкого музыканта-философа, первое в истории музыки этическое послание человечеству, которое и современниками, и последующими поколениями понимается как страстный, идущий от сердца призыв к единению людей к свободе, радости, миру, любви.

 

 

Силу и страстность этого могучего призыва внушал собравшимся вечером 15 июня огромный исполнительский коллектив, ведомый Рашитом Нигаматуллиным, как всегда, уверенно и властно. Финал исполнялся на языке оригинала.

 

Премьера 9-й симфонии состоялась 7 мая 1824 г. в Вене и прошла с огромным артистическим (и скромным коммерческим) успехом. Восторги публики были остановлены вмешательством полиции, когда композитор вышел на сцену в пятый раз, ибо это нарушало все нормы общественного поведения, так как даже членов императорской семьи полагалось приветствовать три раза. Белгородская публика благодарила артистов не менее восторженно, нежели венская, только с разницей почти  в два века.

 

Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter