Posted 12 сентября 2005,, 12:25

Published 12 сентября 2005,, 12:25

Modified 29 июля 2022,, 13:11

Updated 29 июля 2022,, 13:11

Чацкий выбирает Белгород

12 сентября 2005, 12:25
Начала нового сезона в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. Щепкина ждали с нетерпением. Так счастливо совпадали во времени два юбилея: 80-летие старейшей актрисы и 70-летие родного театра. Но жизнь внесла свои жесткие поправки в подготовленный сценарий.

Вернее, не жизнь, а смерть. За неделю до бенефиса, объявленного на 16 сентября, всего за день до открытия сезона обожгло известие: Евгении Александровны Ярцевой больше нет... Какая потеря...

Значит, мои сын и дочь уже никогда не увидят ее в спектакле "А дальше - тишина..." Наблюдая за игрой Евгении Александровны, невозможно было сдержать слезы, и так хотелось, чтобы дети вместо назиданий и бесплодных призывов посмотрели эту драму. Казалось, такое зрелище способно уберечь неокрепшую душу от глухоты и черствости. Но у них все не получалось выбраться из-за нехватки времени...

В связи с печальным событием от торжественной церемонии открытия сезона в театре отказались. 10 сентября минутой молчания зал почтил память актрисы, отдавшей белгородской сцене сорок лет.

А затем состоялась премьера. Зрители увидели одно из самых замечательных произведений отечественной драматургии - комедию Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума". Пьесу специально для белгородцев поставил главный режиссер Центрального академического театра Российской армии, народный артист РФ, лауреат Премии Москвы Борис Афанасьевич Морозов. Дружба с московским театром, его главрежем завязалась еще на Третьем Всероссийском фестивале "Актеры России - М. Щепкину".

Новая режиссерская работа Б. Морозова безупречна. Это не "спектакль по поводу пьесы" - это Грибоедов. Какое счастье, когда классика попадает в такие бережные руки! Такт, вкус, уважение к драматургу чувствуются с первой минуты. Взыскательному зрителю не в чем упрекнуть постановщика. А ведь совсем не просто ставить произведение, знакомое каждому со школьной скамьи.

"Горе от ума" не без оснований считают "неразгаданным до конца." Это только на первый взгляд кажется, что все точки над "i" расставлены. При желании читать пьесу можно и слева направо, и справа налево. XXI век пытается разгадать тайну "Горя...". Одну из попыток, довольно успешную, сделал Борис Морозов. Режиссер уходит от штампа, который навязывался долгие годы: Чацкий - "предтеча декабризма". В его трактовке Чацкий - инакомыслящий. Именно по этой причине он становится изгоем среди ретроградов фамусовых, хрюминых, тугоуховских и им подобных. "Мучителей толпа", охраняющая "устои", мстит герою за свободу в мыслях и поступках, за его нежелание жить по установленному шаблону. Увы, подобное противостояние - примета не только XIX века. Оно роднит Чацкого и с нашим временем.

Практически каждая актерская работа в спектакле привлекает внимание и заслуживает особого разговора: пылкий Чацкий в исполнении И. Ткачева (в иные моменты хотелось, правда, чтобы он "сошел с трибуны" и проявил больше ироничности и меньше пафоса), образчик московского барства Фамусов (нар. арт. РФ Н. Черныш), "людей с душой гонительница" Софья (арт. В. Васильева), бойкая на язык, смешливая Лиза (арт. О. Казакова), всеобщий угодник с оттенком сатанизма Молчалин (арт. В. Клепацкий)... Некоторых актеров публика увидела в непривычном амплуа. Обаяние личности заслуженного артиста РФ В. Старикова таково, что отсветы его падают на полковника Скалозуба, и этот солдафон, "хрипун, удавленник" вызывает у зрителей невольную... улыбку. А как эффектна Хлестова (засл. арт. РФ И. Драпкина). Какая там старуха - светская львица, не меньше! Совершенно неизгладимое впечатление производит Репетилов, вульгарный пустозвон, пародия на Чацкого.

В исполнении Д. Новикова - это настоящий "фонтан брызг"! Все актеры играют темпераментно, и это не может не увлечь зал.

В спектакле лейтмотивом звучит знаменитый грибоедовский вальс - щемяще лиричный, до боли грустный. Очень удачно использованы разные его аранжировки. И это - замечательная находка, изюминка спектакля. Тему любви героя, юношеских воспоминаний сопровождает фортепианное исполнение. Духовые слышны там, где требуется акцентировать состояние душевного диссонанса, разлада Чацкого с окружающими. Если вначале кружащиеся в вальсе пары вызывают ощущение гармонии, то ближе к развязке, когда героя объявляют сумасшедшим, те же танцующие кажутся отталкивающими: их движения утратили грациозность, стали резкими, изломанными. Создателям спектакля удалось добиться удивительного слияния грибоедовской драматургии и музыки (музыкальное оформление - Р. Родионов).

Декорации, выполненные художником-постановщиком М. Смирновым, лаконичны и в то же время емки: мраморные колонны, треугольник фронтона подсказывают: перед нами произведение русского классицизма. Колоритны наряды, созданные в стиле эпохи и усиливающие эффект присутствия (художник по костюмам - О. Сидорина).

Первый опыт совместной работы двух академических театров - Белгородского и Российской армии - дал замечательные плоды. Продолжение, как пообещал Борис Морозов, следует.

После спектакля губернатор Евгений Савченко поздравил всех с ошеломляющим успехом премьеры, заметив: "Чацкий выбирает Белгород, потому что здесь "оскорбленному есть чувству уголок". А Белгород выбирает Чацкого."

Элла Саркисьянц

Фото Георгия Саркисьянца

"