Posted 11 февраля 2017,, 05:17

Published 11 февраля 2017,, 05:17

Modified 29 июля 2022,, 13:28

Updated 29 июля 2022,, 13:28

Музыкальное откровение: концерт для виолончели с оркестром Николая Мясковского впервые прозвучал в Белгороде

11 февраля 2017, 05:17
10 февраля в Белгородской государственной филармонии состоялся концерт «Открытие новой музыки».

Открыла музыкальный вечер белгородская премьера – Концерт для виолончели с оркестром (1944 г.) Николая Мясковского. Музыкальное произведение исполнил симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением дирижёра Дмитрия Филатова. Солировал лауреат международных конкурсов, обладатель серебряной медали XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского Александр Рамм (виолончель, Москва).

Так вышло, что в сравнении с именами Шостаковича, Прокофьева, Свиридова Мясковский оказался художником второго ряда. Почему-то многими это обстоятельство воспринимается негативно: коли ряд второй, стоит ли он внимания? Такой подход не верен. Музыка Мясковского не для широкого слушателя. Это музыка интеллекта, это элитарная музыка в самом хорошем смысле этого слова, музыка сдержанных чувств. Неискушённый слушатель не найдёт в его сочинениях каких-то броских эффектов, в этой музыке нет новшеств, которые столь характерны для ХХ века, это скорее музыка академическая, традиционная, в ней практически нет программности. Это чистая музыка. Наталья Гирявенко музыковед, ведущая концерта «Открытие новой музыки»

Это очень личное, внутренне, интровертное сочинение, как дань памяти, как реквием жертвам войны. Это не пропагандистское сочинение, это произведение о человеческих трагедиях. Концерт написан в самый разгар войны – в 1944 году. В нём – личные переживания Николая Яковлевича по поводу невинных жертв войны. Меня в этой музыке подкупает отсутствие каких бы то ни было внешних эффектов. Это нельзя назвать виртуозным концертом, он, скорее, философский, глубокий, наталкивающий на размышления. Александр Рамм виолончелист

Для белгородской публики исполнение несправедливо забытой музыки Николая Мясковского стало своеобразным музыкальным откровением. Поэтому, как только затихли последние звуки произведения, публика начала аплодировать. Зал несколько раз вызывал на сцену Александра Рамма и Дмитрия Филатова, после чего московский гость на бис исполнил финальную часть сюиты для виолончели соло Гаспара Кассадо.

Продолжила концерт четырёхчастная сюита из оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Симфонический оркестр под руководством Дмитрия Филатова нарисовал слушателям четыре картины по мотивам оперы: царь Додон дома, царь Додон в походе, встреча с Шамаханской царицей, свадьба и трагическая гибель Додона.

«Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова – это опера-загадка, опера без героя, поскольку здесь не понятно, где добро и где зло. Все персонажи этой оперы скорее некие символы, маски. Это касается и царя-лежебоки Додона, и его тупого и ленивого царства, это касается и загадочно-таинственных Звездочёта и Шамаханской царицы. «Золотой петушок» – это редкий пример в истории мировой классики оперы с элементами сатиры, этакой оперы-памфлета, в которой многие современники усматривали сатиру на власть. Наталья Гирявенко музыковед, ведущая концерта «Открытие новой музыки»

В завершении концерта симфонический оркестр на бис исполнил «Лезгинку» Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ».

Концерт состоялся при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Звёзды ХХI века».

Следующий музыкальный вечер в рамках проекта состоится 21 апреля. В программе прозвучит музыка из балета Игоря Стравинского «Весна священная», «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и четыре последние песни для сопрано и оркестра Рихарда Штрауса. В сопровождении симфонического оркестра Белгородской филармонии под управлением Дмитрия Филатова выступят заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова и народный артист РФ Евгений Григорьев.

Фото автора

"