Posted 11 февраля 2008,, 11:57

Published 11 февраля 2008,, 11:57

Modified 29 июля 2022,, 13:25

Updated 29 июля 2022,, 13:25

Пушкин в сердцах белгородцев

11 февраля 2008, 11:57
Белгородская Пушкиниана пополнилась новым изданием – сборником «Пушкин в сердцах поколений».

Не слишком великий по объёму – восемь печатных листов – но «томов премногих тяжелее», пушкинский сборник составлен усилиями белгородских краеведов и работников культуры. Вряд ли нуждаются в представлении имена Бориса Осыкова и Александра Крупенкова, Любови Семеренко и Ольги Истоминой. Коллектив авторов, собранный под эгидой директора Белгородского филиала Российского фонда культуры Раисы Фирсовой, задачу свою выполнил. А она была непростой – показать место образа Александра Сергеевича, его творческого наследия в культурной жизни Белогорья.

Белогорье – Пушкиногорье, так и хочется обыграть сходство имён. К сожалению, Александр Сергеевич на Белгородчине не бывал, по некоторым источникам проезжал через воронежские степи, зато в сердцах белгородцев его образ поселился навечно. Александр Крупенков и Светлана Богомолова рассказывают о родственных связях поэта с Белгородским краем, о дружбе его с В.Ф. Раевским и М.С. Щепкиным – белгородскими уроженцами. Ещё в одной статье А. Крупенкова даётся обзор пушкинианы, начатой белгородцами с 1821(!) года. Раевский и Страхов, Говорухо-Отрок и Станкевич, Кохановская и Топоров, Евгеньев-Максимов и Гессен – далеко неполный перечень белгородцев, писавших о Пушкине в разные времена.

Среди архивных публикаций особого внимания заслуживает эссе Станислава Косенкова, основателя Белгородского Пушкинского общества, в творческом наследии которого немалое место уделено иллюстрированию произведений Пушкина. А Анна Косенкова и Наталья Гончаренко рассказывают о работе Станислава Степановича над его живописной пушкинианой – иллюстрациями к «Руслану и Людмиле» и «Цыганам», пушкинскими экслибрисами. Историю создания Пушкинской библиотеки в Белгороде, одним из инициаторов которой также был С.С. Косенков, поведала Валентина Абрамова, хранитель библиотеки.

Коллекция пушкиниста Гелия Цхая, пушкинская графика художника Владимира Козьмина и «фотороманы» Виталия Собровина – темы статей Ольги Истоминой, Елены Турченко, Татьяны Уваровой.

Борис Осыков раскрывает неизвестные страницы истории создания «Медного всадника» – в основе пушкинского описания статуи Петра Великого лежат строки белгородского уроженца Василия Рубана, пришедшие к Александру Сергеевичу довольно сложными путями – через стихотворение Мицкевича. И вновь материал неугомонного краеведа Крупенкова – рассказ о добром знакомом Пушкина, преосвященном Евгении (Казанцеве) в начале 20-х годов XIX века епископе Курском и Белгородском. Тему продолжает директор Пушкинской библиотеки-музея Светлана Богомолова – её статья о настоятеле Святогорского монастыря архимандрите Геннадии, руководившем организацией похорон Пушкина. Архимандрит Геннадий происходит из белгородцев.

Художник-керамист Юрий Агафонов написал о создании в технике терракоты скульптурной группы по мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде».

Отдельного внимания заслуживает раздел иллюстраций белгородского пушкинского сборника. Здесь присутствуют редкие фотографии Виталия Собровина, памятные гравюры Станислава Косенкова, экслибрисы Владимира Козьмина.

Представление сборника состоялась в выставочном зале Фонда культуры. Собралась вся пишущая белгородская интеллигенция. Говорили о главном и основном, о нашем всём – Александре Сергеевиче Пушкине, о литературе на Белгородчине. Ведь кроме пушкинского сборника были представлены новые книги Валерия Черкесова и Евгения Дубравного, Виктора Овчинникова. Говорили и о том, как этой самой литературе пробиться к читателю и быть востребованной современной молодёжью. Белгородское отделение Российского фонда культуры данную проблему в меру своих возможностей разрешает – в частности изданием сборника в рамках пушкинской программы РФК «Пушкин в сердцах поколений». Тираж издания не велик, но все белгородские библиотеки получат его в дар.

Александр Жихов

"