Театр кукол: «Вселенная в миниатюре»

Театр кукол: «Вселенная в миниатюре»

2 июля 2004, 12:27
Культура
Мария
На вопросы читателей ИА «Бел.Ру» отвечает главный художник Белгородского театра кукол А.М. Лукомский.

«Скучно заниматься долгое время одной работой», - считает Андрей Лукомский. Художник пишет, скульптор ваяет, кукольнику же приходится заниматься всеми видами искусства одновременно.  

 

Бел.Ру: Андрей Михайлович, отдаёте ли Вы предпочтение какому-то одному виду деятельности?

 

А.Л.: Как правило, нет. Мне приходится работать с различными материалами и фактурами. Углубиться в какой-то определённый вид искусства – значит, обойти вниманием что-то не менее важное. В этом и состоит специфика моей работы.

 

 

Наталья: С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе работы над спектаклем?

 

А.Л.: Трудно совмещать несовместимое – одухотворять обычные предметы, находить и реализовывать на практике неповторимые художественные решения. Трудно доставать материалы, необходимые для воплощения авторских идей. Но самое сложное – уложиться в те жёсткие временные рамки, которые диктует план.

 

Ирина М.: Как, на Ваш взгляд, уживаются творческие поиски художника и вкусы простого обывателя? Всегда ли инновации автора находят отклик в сердце публики?

 

А.Л.: Я, как автор, предлагаю зрителю свою версию увиденного, свой взгляд на вещи. И если хотя бы один человек поверит мне, почувствует то, что чувствовал я, создавая куклу, значит,  работа сделана не зря. Видеть глаза детей, устремлённые на сцену, слышать смех взрослых – это то, ради чего стоит работать.

 

Женя: Андрей, очень люблю театр кукол, но с рисунком не в ладах, а вот идей и образных придумок всегда много. Не могли бы Вы рассказать, где учат на режиссёров-кукольников? Есть ли у нас в Белгороде профессиональные режиссёры театра кукол? Сколько их? Кто сейчас главный режиссёр в вашем театре?

 

А.Л.: В этом году на должность главного режиссёра Белгородского театра кукол приглашён Николай Михайлович Одинцов. Весь предыдущий сезон театр жил и работал без режиссёра. С приходом Николая Михайловича в городе наконец-то появится профессиональный режиссёр-кукольник. Грустно говорить, но стать настоящим режиссёром театра кукол, так же, как и художником, может (да и хочет) не каждый – для этого нужно любить своё дело, несмотря на трудности материального характера. На режиссёров театра кукол учат в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, а так же периодически набирают курсы в Ярославле.

 

Вика: Говорят, что театр начинается с вешалки. С чего начинается ваш театр?

 

 

 

А.Л.: С витрины, с кассового зала. Отовсюду на вас смотрят куклы: милые, добрые, они как будто приглашают вас окунуться в волшебный мир сказки.

 

Бел.Ру: Охарактеризуйте, пожалуйста, вашего потенциального зрителя.

 

А.Л.: От 5 до 95 лет: все те, кто не потерял способность радоваться, удивляться, каждый раз открывая для себя мир заново. Мама ли с дочкой или дедушка с внучкой – всем у нас будет интересно, всем мы предлагаем по-новому взглянуть на привычные, обыденные вещи.

 

Ольга: Андрей, мы все хорошо знакомы с жанрами современного драматического театра. Что касается театра кукол, здесь всё сложнее. Совпадают ли жанровые системы обоих театров, или же каждая из них имеет своё собственное неповторимое своеобразие?

 

А.Л.: Жанровые системы идентичны (эстрада, балет, цирк и т.д.), но в театре кукол существует несколько иная точка отсчёта, непривязанная к человеку. Главный объект выражения – это образ, созданный при помощи куклы или любой другой фактуры.

 

Demo: Насколько широк и разнообразен этот древнейший вид искусства в настоящее время?

 

А.Л.: Поиски новых форм воплощения задуманного идут постоянно – начиная от маленьких настольных театров одного актёра и заканчивая куклами в рост человека.

 

Nikas: Можно ли разработку карнавальных костюмов и масок отнести к разновидности кукольного мастерства?

 

А.Л.: По способу выражения и средствам восприятия театр масок очень близок к театру кукол, хотя традиционно занимает промежуточное положение – ведь от драматических моментов также никуда не деться.

 

 

Бел.Ру: Как и из чего Вы делаете театральных кукол?

 

А.Л.: В изготовлении театральных кукол может использоваться любой материал, однако чаще всего – папье-маше, дерево, ткань. Всё зависит от условий и задач, которые ставятся перед образом.

 

М.С: Что для Вас является наиболее значимым – процесс изготовления кукол, поиски образов или результат их воплощения на сцене?

 

А.Л.: Всё имеет значение, т.к. мелочей в моей работе не бывает, но я бы расставил акценты немного иначе: поиски образа, изготовление куклы и, конечно же, воплощение её на сцене театра.

 

Р.С.: Как известно, Вы являетесь постоянным участником художественных выставок. Планируете ли Вы когда-нибудь открыть персональную выставку своих работ?

 

А.Л.: Планирую, но пока всё упирается в вопрос финансирования.

 

Ефремова Нина Васильевна: Привет, Андрей! Рада тебя видеть в интернете. Есть ли у тебя личный сайт? Что же ты, надо было показать свои работы. Поделись своими творческими планами.

 

Привет, Нина. Своего сайта пока нет, но, возможно, скоро появится. Кроме этого, работаю над новыми спектаклями для Тульского театра кукол – «Холстомер» и «Щелкунчик» (реж. Олег Трусов). В свободное время пишу этюды, выезжаю на пленер, собираю материал для будущих работ. 29 июня состоялась премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов» (реж. Олег Трусов). Спектакль достаточно необычен в том плане, что актёрам дана полная свобода для реализации своего мастерства, т.к. они не ограничены жёсткими временными рамками.

 

Беседу подготовила и провела Анна Колесникова.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter