Posted 30 июля 2017, 16:50

Published 30 июля 2017, 16:50

Modified 20 августа, 04:53

Updated 20 августа, 04:53

Капремонт «под самоотделку», или Как в Белгороде «откапиталили» дом на Бульваре 1-го Салюта

30 июля 2017, 16:50
Заветное словосочетание «капитальный ремонт» сводит с ума сотни граждан большой и великой России. Люди, которые живут в домах постройки энной давности, с нетерпением ждут, когда же их жилище попадёт под Федеральную программу.

Наконец, они дожидаются и ... получают вместо полностью обновлённого дома, немного подретушированную коробку, за что теперь будут платить каждый месяц на протяжении десятка (а то и больше!) лет.

Стоит отметить, не всем домам так «везёт» и некоторые действительно на выходе получают практически новую постройку, с поменянной качественной кровлей, обновлёнными коммуникациями и приятным внешним видом. Но речь в этом материале пойдёт совсем о другом.

В «Чёрный список» ИА «Бел.Ру» поступило сообщение следующего характера:

«Страшный капремонт, Белгород, Бульвар 1-го Салюта, 4. Страшнее дома после капремонта не найдёшь в городе. Квартиры залили (ремонт проводила фирма СМП, нахватавшая кучу домов для капремонта в 2016 году, а качества никакого). Труба газовая по всему дому не заменена, проходит через закрытые балконы, что угрожает жизни жильцов. Крыша покрыта как зря, кругом лужи на ней, колпаки над вентиляциями гремят при малейшем ветре, канализационные трубы, которые выходят на крышу с пятых этажей так и не поменяли с 1976 года...».

И это далеко не вся жалоба.

Житель одного из подъездов (а их всего 5) согласился стать экскурсоводом для корреспондента и показать все прелести жизни после капитального ремонта.

А капитальный ли он был?

Многоквартирный дом по адресу Бульвар 1-го Салюта – 1975 года постройки. Это пятиподъездная (на сайте указано 6, по факту – 5) пятиэтажка – типичная «хрущёвка». В графе «факт признания дома аварийным» написано «нет».

Капитальный ремонт дома был проведён в 2016 году. Эта информация находится в общем доступе: на сайтах органов местного самоуправления города Белгорода и департамента ЖКХ Белгородской области.

В соответствии с информацией, на капитальный ремонт по вышеуказанному адресу, было потрачено 16 567 578 рублей. Некоторые жители до сих пор недоумевают, куда же именно была потрачена эта сумма. Начнём по порядку.

Экскурсия началась с фасада отремонтированного здания. Дом утеплили изоволом, отделали по примеру десятков других домов, покрыли короедом – декоративной штукатуркой, которая потекла с первым дождём.

По цоколю дома короед потёк сразу после первого дождя. Везде белые потёки. Была возможность наблюдать, как строители разводили короед, которого не хватало, водой. А на вопросы – что же это будет потом, нам отвечала старшая по дому: пусть подрядчик делает, если что-то не так, то потом заставим переделать. жительница дома на Бульваре 1-го Салюта,4

Но короед это ещё не самое страшное. Между 3 и 4 этажами с торца по дому пошла трещина, которую строители попытались замазать, но всё тщетно. Жители не знают, что на самом деле представляет собой эта трещина и насколько это серьёзно.

Я не специалист – не знаю, что именно это происходит с домом. У нас могли начать сдвигаться плиты. Никто не даёт никаких комментариев. Даже не все видят. Сейчас второй дом делает другая строительная компания. Они замазывают панельные швы, потом обрабатывают каким-то раствором, дезинфицирующим средством и только потом кладут поролон. Наша компания ничего не делала. жительница дома на Бульваре 1-го Салюта,4

Всё бы ничего, если не видеть после этого то, что творится в подъездах: ремонта они не видели со времён Советского Союза.

Старшая по дому сказала, что не подпишем акт приёмки работ по дому, пока жильцы не распишутся. Я, как и многие другие, не расписывалась ни в каких документах. Комиссию мы не видели – ходили только представители УК и прораб. К нам подошли и попросили подписать акт выполнения работ по капитальному ремонту. Я говорю, а что вы сделали? жительница дома на Бульваре 1-го Салюта,4

Вентиляционные люки, как и ливнёвка капитальный ремонт пережили – строительная компания решила не менять их. А вот колпаки над вентиляционными каналами поставили новые, но именно этот предмет во время сильного ветра музицирует настолько громко, что слышит каждый житель дома.

Крышу в рамках капитального ремонта поменяли. Однако во время работ пошёл дождь, что значительно отразилось на качестве нового покрытия. Теперь на крыше регулярно после дождя собираются большие лужи, а жители последних этажей искренне надеются, что обновлённая кровля не протечёт и не испортит им ремонты в квартирах.

Газовый вопрос

Сказать, что сейчас тема обращения с газом и газовым оборудованием находится на контроле, – это, пожалуй, не сказать ничего. Ужасные события, которые поочерёдно происходили в городах России, заставили многих прийти к выводу, что культуру обращения с этим топливом необходимо воспитывать.

В многоквартирном доме по адресу Бульвар 1-го Салюта, 4 во время капитального ремонта газовую трубу не меняли, только преобразили, покрасив в жёлтый цвет ту часть, которая не заходит на балконы. Дело в том, что газопровод низкого давления проходит сквозь все застеклённые балконы на первых этажах, а не огибает их, как это должно быть по правилам.

Изначально, по проекту дома, стекление балконов было не предусмотрено. Труба проходила по всем нормативам. Таким образом, если бы была утечка газа, то не в закрытый объём застеклённого балкона, а на улицу, и у сотрудников газовой службы был бы свободный доступ для проведения ремонтных работ. Управляющей компании, как организации, эксплуатирующей общедомовое имущество, к которому относится фасадный газопровод, выписано предписание об устранении нарушений. Сергей Бойко директор филиал АО «Газпром газораспределение Белгород»

По словам специалистов, все эти вопросы должны решаться до начала капитального ремонта. Есть определённые нормативы, как должен проходить газопровод, на каком расстоянии, высота и т.д. По вышеуказанному адресу некоторые из этих параметров не выдержаны. После тщательной проверки специалистами газовой службы, стало известно, что утечки газа не было.

Подъезд в доме: каким ты был, таким ты и остался...

При всём внешнем благополучии, попав в подъезд, можно подумать, что работы ещё идут и строители просто сделали недолгий перерыв. Со времён строительства дома в 1975 году, подъезды особо не изменились. Одно стоит отметить: там чисто, и это заслуга не управляющей компании, а жильцов, которые следят за порядком.

На некоторых этажах в подъезде постелены куски линолеума, потому что ступеньки попросту начали разваливаться. Старые радиаторные батареи не вселяют никакой уверенности, что в этом доме может быть тепло зимой. Электрощитовые (новые – прим. ред.) в подъезде отваливаются по непонятным причинам. По этим же неизвестным причинам в подъездах часто не бывает света. Стоит отметить, что инженерные сети были поменяны в 2005 году.

Я плачу такие же деньги, как и другие люди. В соседнем доме работает другая фирма, и там совсем другое качество ремонта. Мы платим 500 рублей в месяц, и будем платить, пока не окупится весь ремонт. житель дома

Что делать и как быть?

При капитальном ремонте по завершении фактических строительных работ представители УК и старший по дому собирают подписи жителей: принимают ли они работы. По меньшей мере 10 человек (всего в доме 90 квартир – прим.ред.) в глаза не видели документы, в которых говорится о приёме работ строительной компании.

На определённом этапе жителями как заказчиками услуги капитального ремонта была допущена ошибка. За разъяснениями, какая именно и что делать в таких ситуациях, мы обратились к эксперту – директору ООО «ЭкспертПроектСтрой», к.т.н., доценту кафедры строительства и городского хозяйства БГТУ им. В. Г. Шухова Павлу Сапожникову.

Мнение эксперта

Как происходит процедура капремонта? Рассмотрим поэтапно:

  1. Изначально составляется дефектная ведомость. В ней фиксируются объёмы работ, которые необходимо выполнить, чтобы довести дом до заданного качества.
  2. Ведомость утверждается заказчиком и согласовывается с подрядчиком, который готов выполнить данный объём работ. Заказчиком в данном случае являются жильцы дома, либо от лица жильцов управляющая компания или товарищество собственников жилья.
  3. После согласования ведомости на фиксированный объём работ накладывается смета и определяется стоимость капремонта.
  4. Сопоставляются объёмы запланированных работ и выделенных на капремонт средств. Например, наметили работ на 3 млн, а есть только один миллион. В результате начинаем оптимизировать «дефектовку» в рамках капитальных затрат. Данный этап очень ответственный. И, по-хорошему, собственник в этом должен принимать прямое участие. Так как решается вопрос, с какими работами можно повременить, а что крайне необходимо выполнить сегодня. После данной оптимизации получаем откорректированную дефектную ведомость, по которой есть финансирование. И только после этого может быть заключен договор с подрядчиком, принимающим на себя обязательства выполнения утверждённых работ.

В случае с домом по Бульвару первого салюта, если жильцы не принимали участия в предыдущих процессах, как собственники они вправе затребовать у своей управляющей организации данную дефектную ведомость и смету к ней. А заодно и акт выполненных работ, в котором, как в зеркале, должны быть отражены все пункты дефектной ведомости. После анализа этих документов уже можно оценивать действия подрядчика. Если, например, по документам он должен был поменять газовую трубу и не поменял, то здесь явный комплекс вопросов, связанный с корректностью его действий.

А бывает, что изначально планировали выделить на капремонт 3 млн, а в процессе по факту перечислили только 1,5 млн. И в этой связи могли оптимизировать «дефектовку» уже во время капремонта. Причём как по объёмам работ, так и по материалам. Но в данном случае тоже должны быть соответствующие подтверждающие корректировку документы.

В итоге комплекс претензий жильцов делим на две части: по объёму работ и их качеству.

Что касается объёмов, тут всё прозрачно: достаточно соотнести два документа – дефектную ведомость и акт выполненных работ. Второй комплекс претензий – к качеству. Например, есть требования по ремонту фасада здания. Они указаны в соответствующих нормативных документах и по долговечности покрытия, и по отслаиваемости, и по потере цветности. Эти требования легко поднимаются и соотносятся с действительностью. Но есть нюансы. Например, при корректировке ведомости в процессе ремонта могло произойти следующее. Первоначально значилось, что фасад перед покраской надо было отшпаклевать и отгрунтовать: вот техусловия на данную краску, которая наносится только на шпаклёванную и на грунтованную поверхность. А вот оптимизация данной «дефектовки», где жильцы или уполномоченная ими эксплуатирующая организация вычеркнули и шпаклёвку, и грунтовку. Подрядчик знал и предупреждал, что покрытие осыплется через полгода, но в итоге ему согласовали и выделили деньги только на покраску. И возникает ситуация: качество работ не соответствует тому, которое должны были обеспечивать. Но это вызвано не плохой работой подрядчика, а неправильно принятыми техническими решениями в процессе корректировки дефектной ведомости. И тут уже вопрос не к подрядчику должен возникать, а к эксплуатирующей организации, которая согласовала именно такой объём работ в рамках оптимизации стоимости капремонта.

Кстати, в обязанности управляющей компании входит и контроль над работой подрядчика, равно как принятие соответствующих мер либо по повышению качества, либо по своевременной замене подрядчика.

Редакция информационного агентства «Бел.Ру» сделала запрос в Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области, чтобы прояснить ситуацию с проблемным домом на Бульваре первого Салюта, д. 4. В скором времени мы ознакомим вас с ответом ведомства.

Подпишитесь