Posted 24 октября 2017,, 09:21

Published 24 октября 2017,, 09:21

Modified 17 сентября 2022,, 14:51

Updated 17 сентября 2022,, 14:51

Музей истории Белгородского региона ЮВЖД вновь принимает посетителей

24 октября 2017, 09:21
С 11 октября уникальный музейный комплекс, находящийся в вагонах постройки разных лет, которые сами являются исторической редкостью, принял более 160 посетителей из Белгородской области, а также делегацию ветеранов Московского метрополитена и гостей из Швеции.
Сюжет
Ржд

Музей истории Белгородского региона ЮВЖД состоит из локомотива и трёх вагонов, построенных в разные эпохи. Локомотив – это паровоз серии Эм, который одним из первых в 1943 году доставил войска и боевую технику на Курскую дугу по вновь построенному за 32 дня 90-километровому железнодорожному участку Старый Оскол – Сараевка. Первый вагон – двухосный пассажирский 1905 года выпуска, второй – почтовый 1935 года и третий – пассажирский межобластной (были установлены места для сидения) 1964 года выпуска. Также здесь расположен семафор прошлого века и колонка для заправки паровоза водой. Рядом установлена стела, посвященная памяти белгородских железнодорожников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Музей стальных магистралей в Белгороде появился по инициативе ветеранов-железнодорожников. В 1980 году появилось соответствующее решение горисполкома, а в 1983 году музей был открыт возле ДК Железнодорожников. Одним из инициаторов создания музея является председатель Белгородского регионального Совета ветеранов войны и труда РЖД Владимир Соклаков, который уже более 30 лет принимает самое активное участие в деятельности музея.

Как рассказал Владимир Матвеевич, в начале 80-х годов прошлого века экспонаты для музея собирали, что называется, всем миром. Экспозиция музея, в которой сейчас более 1200 экспонатов, расположена по хронологическому принципу. В первом вагоне, построенном в начале XX века, представлены материалы о становлении и начальном этапе железнодорожной инфраструктуры в Белгороде: от прибытия первого поезда из Курска в полдень 13 апреля 1869 года, развития революционного движения 1905-1917 годов, в котором белгородские путейцы принимали активное участие, до первых железнодорожных субботников и движения «кривоносовцев» (последователей Стахановского движения) 30-х годов Советской России.

На рубеже XIX и XX века железные дороги России стремительно развивались. Развитие сети дорог было обусловлено как потребностями экономики, так и военными интересами государства. В 1896 году Белгород соединён линией с Волчанском Харьковской губернии, и станция Белгород становится узловой. В те годы железная дорога отмечалась наибольшей концентрацией высококвалифицированных специалистов, которые принимали участие и в общественной жизни Российской империи. В музее представлена информация о слесаре Белгородского депо Южной железной дороги Дмитрии Белановском, который в 1907 году был избран депутатом Государственной думы II созыва от Курской губернии. Позже Дмитрий Константинович стал активным деятелем большевистского движения, был председателем Белгородского уездного ревкома.

Во втором вагоне представлена экспозиция героического периода Великой Отечественной войны. Это материалы, касающиеся боевого пути Белгородского эвакогоспиталя 2729 и строительства летом 1943 года железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Она была построена всего за 32 дня, несмотря на бомбёжки и обстрелы, и сыграла большую роль в победе на Курской дуге.

Часть экспозиции рассказывает о трагическом событии 25 октября 1943 года на вокзале станции Белгород. Тогда возникший пожар в одном из стоящих составов привлёк внимание немецкого бомбардировщика, который сбросил бомбы на горевшие вагоны. Всего от огня и бомбёжки тогда погибло около 100 человек, в том числе весь расчёт пожарного поезда, который состоял из 12 молодых девушек, многим из которых едва исполнилось 18 лет. Тушить пожар помогали и воины Красной Армии, в том числе и ценой своей жизни. Их имена высечены на плитах возле Вечного огня в центре города, а на старом городском кладбище установлена стела в память об этом событии.

Отдельной темой в экспозиции представлена история бронепоезда «Московский метрополитен», который базировался на станции Сажное. Бронепоезд был построен на средства работников столичного метрополитена и принял активное участие в сражениях на Курской дуге.

Первоначально он базировался на подъездном пути свеклопункта, находился в засаде, маскируясь в лесопосадках. 5 июля 1943 года немцы начали прорывать оборону наших войск со стороны Томаровки и вышли на шоссе Симферополь – Москва. Создалась угроза окружения 69-й армии на этом участке, поэтому была дана команда не пропустить врага через железную дорогу. В это время «Московский метрополитен» несколько раз вступал в сражение с немецкими танковыми соединениями, пока не превратился в груду металла.... Взяв с собой оставшиеся боеприпасы, экипаж отправился пешком в сторону Нового Оскола, где был принят на бронепоезд «Салават Юлаев», на котором и сражался до окончания войны. Владимир Соклаков

На станции Сажное на месте последнего боя бронепоезда установлена мемориальная табличка. Память об этом бронепоезде сохраняется как в белгородском музее, так и в народном музее самого Московского метрополитена. Делегация из столицы посещала места боевого пути бронепоезда и сняла об этом фильм.

В 2003 году белгородскую делегацию пригласили в столицу, где к нашему приезду 8 мая был запущен именной поезд «Курская дуга». Внутри его вагонов – никакой рекламы, только ламинированные планшеты с фрагментами битвы на Курской дуге, фотографии Звонницы, храма Петра и Павла. Владимир Соклаков

В третьем вагоне размещалась экспозиция, посвящённая сегодняшнему Дню железных дорог. Но сейчас в нём продолжается реконструкция, а, по словам Владимира Матвеевича, после её окончания здесь будет мини-кинотеатр с мультимедийным оборудованием.

Реконструкция всего музея началась после его переезда на новое место в 2010 году, так как на месте ДК Железнодорожников была открыта областная филармония. Вагоны с паровозом были перевезены на новое место – в сквер по улице Вокзальной. Как рассказал Владимир Соклаков, были и другие варианты размещения – в парке Победы, в оздоровительном лагере «Липки». Компания, которая перемещала музей на новое место, сделала это безвозмездно – из уважения к памяти.

Средства на реконструкцию выделила ЮВЖД при личном содействии руководителя дороги Анатолия Володько. В ходе реставрации были обновлены и пополнены экспозиции.

С 11 октября, в год 180-летия железных дорог, музей снова работает на постоянной основе по вторникам, средам и четвергам. Как рассказала хранитель музейных фондов Татьяна Тельнова, по предварительной заявке можно прийти в другой день. По её словам, в музее уже побывали более 160 человек. Многие оставили благодарную запись в Книге почётных гостей – в их числе гости из Нового Уренгоя и Швеции. Также здесь спустя 15 лет снова побывали ветераны столичного метрополитена.

Вход в музей - свободный.

"