Posted 20 сентября 2004,, 13:09

Published 20 сентября 2004,, 13:09

Modified 29 июля 2022,, 13:33

Updated 29 июля 2022,, 13:33

Школа белгородских фоторепортеров очень сильна

20 сентября 2004, 13:09
На вопросы читателей ИА «Бел.Ру» отвечает Валерий Морев - собственный фотокорреспондент агентства ИТАР – ТАСС.
Марина Емельяненко: 1 сентября исполнилось сто лет ТАСС. Валерий Васильевич, разрешите Вас поздравить и пожелать дальнейших успехов в работе.
 
В.М.: Уважаемая, Марина, спасибо за добрые слова.
 
Анна: Валерий Васильевич, сталкивались ли Вы с ситуацией, когда Вам не разрешали снимать, как Вы считаете "свобода слова" и российские СМИ - вещи совместимые?
 
В.М.: Уважаемая, Анна! Такие ситуации бывают достаточно часто. Но приходится "выкручиваться" и выполнять съемку. В этих ситуациях очень помогает удостоверение ИТАР-ТАСС. На второй Ваш вопрос я ответил бы так: российские  СМИ, в большинстве своем, находятся  под контролем и ведут политику своих спонсоров, или вернее, хозяев, финансирующих издания.
 
Вадим: Почему Вас представили как гвардии рядового газетной полосы? Это псевдоним?
 
В.М.: Уважаемый, Вадим! Много лет назад, на моем творческом отчете по итогам года, в агентстве присутствовал великий мастер Марк Редькин (тот, который снимал Ленина). В мой адрес, тогда еще молодого репортера, было высказано достаточно много конструктивной критики и пожеланий. Марк Редькин тогда сказал, что появился еще один молодой первополосный газетный репортер. Такой оценкой я очень дорожу и поправляю всех, кто сегодня пытается назвать меня господином (терпеть не могу это слово), я – «гвардии рядовой газетной полосы».
 
Геннадий: Подскажите, пожалуйста, что мне делать: я купил цифровой фотоаппарат за четыреста долларов, а хороших снимков на сотню получается не больше десяти. Чаще всего кадры размыты или нечеткие, хотя там все вроде должно делаться автоматически. Если это неисправность камеры, то почему получаются те десять снимков?
 
В.М.: Геннадий! Ваш фотоаппарат достаточно дорогой. Он должен творить чудеса. Но я в цифровых аппаратах не силен, у нас в агентстве делают ставки на пленочные. Я могу Вам посоветовать обратиться в "Русское фото". Там есть замечательный фотомастер Герман, он много работает на цифровых камерах.
 
Виктор: А как бы Валерий Васильевич оценил работу белгородских фотожурналистов? Почему, на его взгляд, в их работе преобладает иллюстративный уклон, а не стремление к разработке самостоятельно звучащих тем? Почти полное отсутствие репортерского духа, так присущего тассовскому стилю. Конечно, за очень и очень редким исключением, как например, Коренько, которого Бог, несомненно, не обделил талантом. Что могло бы подтолкнуть нашу фотобратию к более плодотворной работе?
 
В.М.: Школа белгородских репортеров очень сильна. Вспомните Павла Кривцова, оригинальность съемок Бориса Ечина. Вы правильно назвали и моего хорошего и очень талантливого друга Юрия Коренько. А причина, на которую Вы обратили внимание, кроется прежде всего в редакциях газет, где они работают. По всей вероятности, репортеры вынуждены иллюстрировать материалы литературных корреспондентов, а не работать самостоятельно, как трудится Коренько. Работа тассовского репортера требует самостоятельного решения при организации съемки, кроме того, необходимо постоянно учитывать требования российских и зарубежных СМИ.
 
Борис Дмитриевич: Вам приходилось людей уговаривать позировать Вам?
 
В.М.: Бывают случаи, что приходится убеждать людей согласиться на съемку. У многих присутствует страх, что они получаются на снимках не очень интересными. Для этого у меня существует свои приемы. После съемок с героем репортажа у меня, как правило, остаются очень теплые взаимоотношения.
 
Ксения: Валерий Васильевич, говорят, что фотограф помнит всех, кого снимал, это правда?
 
В.М.: Уважаемая Ксения! За шесть лет работы в Белгородской области мной проведено около 2000 съемок. И конечно, есть очень яркие персонажи, забыть которых просто невозможно.
 
Петр Ильич Прохоров: В Беслане нескольких журналистов побили за то, что они снимали людское горе, с Вами такого не было?
 
В.М.: Петр Ильич, к сожалению были и со мной такие ситуации, и с моими коллегами.
 
Р.А. Петренко: Вы планируете провести фотовыставку? Где можно увидеть Ваши работы?
 
В.М.: К сожалению, персональную выставку в ближайшее время провести не смогу. Нет свободного времени . А работы в черно-белом варианте можно увидеть на страницах газет.
 
Ольга: Валерий Васильеич, если не секрет, как Вы находите материал для своих фоторепортажей?
 
В.М.: Для Вас у меня секретов нет, но обо всем сразу я рассказать не смогу. Я проходил эту школу у опытных тассовских репортеров и своих редакторов. Многое приходит с опытом. Самое главное – это суметь увидеть то, чего не видят другие. Также надо учитывать обстановку сегодняшнего дня, больше общаться с людьми - они часто подсказывают интересные факты.
 
Мирон: Ваше отношение к белгородским коллегам? Есть ли, на Ваш взгляд, в Белгороде талантливые фотокорреспонденты?
 
В.М.: Я до сих пор удивляюсь, почему на факультете журналистики БелГУ нет фотогруппы. Талантливых фотомастеров, которые могли бы поделиться своими секретами с будущими журналистами, в Белгороде достаточно много. Это Юрий Коренько, Борис Ечин, Владимир Бочкарев, Евгений Фролов и много других, работающих в разных жанрах.
 
Зиман: Что нужно, чтобы сделать хороший снимок, у Вас есть "секреты ремесла"?
 
В.М.: Для успеха в репортерской работе нужен Божий дар, кроме того необходимо любить свою профессию и очень много работать.
 
Вера: Были в вашей жизни какие-нибудь смешные случаи?
 
В.М.: Да, в репортерской работе было очень много интересных, как смешных, так и грустных случаев. Пойду на пенсию и, может быть, напишу мемуары.
 
Елена: Часто ли Вам в своей профессиональной деятельности приходится врать?
 
В.М.: Фотография - документальный факт. Тем не менее, при съемке я всегда становлюсь на определенную позицию, которая многим иногда не нравится.
 
Юля: Что на ваш взгляд составляет суть профессии фотокорреспондента - "особое" видение мира, владение техникой или что-то ещё? Заранее спасибо.
 
В.М.: Юля, Вы молодец! Сами ответили на поставленный вопрос.
 
Вероника: Уважаемый Валерий Васильевич, расскажите, пожалуйста, какие события в Белгородской области Вам было интереснее всего освещать.
 
В.М.: Уважаемая Вероника! Люблю работать в сельской местности. Там люди мудрые и талантливые.
 
Людмила Жихарь: Здраствуйте, уважаемый Валерий Васильевич. Хотелось бы пригласить Вас на отделение журналистики БелГУ, где я учусь. Мы с нетерпением ждем Вас и с великим удовольствием пообщаемся. Я давно слежу за Вашими фотографиями в прессе. Скажите пожалуйста, как много времени вы удиляете работе? Считаете ли вы ее смыслом своей жизни? Откройте маленький секрет отличного фото, которым Вам не жалко поделиться? Хотели ли Вы раньше работать в "ИТАР-ТАСС", до того, как Вас туда пригласили? На что особенно должен обращать внимание молодой фотограф при работе? У Вас большой опыт работы с известными людьми, скажите, трудно ли с ними общаться, фотографировать их? Согласны ли вы с мнением, что у успешного журналиста всегда трудности в личной жизни?
 
В.М.: Уважаемая, Людмила! По количеству заданных вопросов чувствуется, что Вы выбрали для себя правильную профессию. Вы задали очень много интересных вопросов, на которые, если можно, я отвечу при встрече на факультете.
 
С уважением Валерий Морев.
"