Posted 20 мая 2016, 13:18

Published 20 мая 2016, 13:18

Modified 19 августа, 23:20

Updated 19 августа, 23:20

Ритуальные конторы Белгорода: битва за смерть

20 мая 2016, 13:18
Рынок ритуальных услуг – это «раковая опухоль» России. Здесь каждый бьётся за своё место под солнцем. Кто-то честно, а кто-то запрещёнными методами, нарушая закон о конкуренции и обманывая своих же клиентов.

«Чёрный список» ИА «Бел.Ру» уже несколько лет пестрит сообщениями и жалобами на ритуальные фирмы Белгорода, которые приезжают к людям в горе тогда, когда их не ждут.

В чёрный список Белгорода хочется внести людей, которые наживаются на чужом горе. У нас в семье умер родственник, мы позвонили в скорую помощь и сразу же после этого приехали ритуальные компании, которых мы не вызывали. Как же они об этом узнали? Artem читатель ИА «Бел.Ру»

На подобные сообщения Управление потребительского рынка отвечает так: «При опросе представителей ритуальных компаний факт сговора с сотрудниками скорой помощи они не подтвердили». Тогда каким же образом информация утекает?

Корреспондент ИА «Бел.Ру» отправила запрос начальнику Станции скорой медицинской помощи Белгорода, чтобы получить официальный ответ на свои вопросы.

Информацию о передаче данных об умерших пациентах от бригад СМП в ритуальные конторы подтвердить не представляется возможным, так как проверки этих «фактов» оказались безрезультатными. Доказательств, что к этому могут быть причастны сотрудники скорой медицинской помощи, несмотря на строгий контроль и проверки, администрация Станции не имеет. Людмила Артёмова заведующая организационно-методическим отделом Станции скорой медицинской помощи Белгород

Когда у людей случается несчастье, мало кто из них берёт в руки газеты, справочники или заходит на сайты ритуальных фирм. Чаще всего все звонят в 02 и 03. Согласно закону, бригада скорой медицинской помощи выезжает для констатации смерти в вечерние и ночные часы, то есть в то время, когда поликлиники не работают (отметим, что они работают и в выходные, и в праздничные дни). Смерть человека как раз может послужить поводом для выезда специалистов на место.

Но по факту часто получается, что по одному звонку к людям в трауре выезжает и скорая, и ритуальная фирма. Кто будет на месте раньше – вопрос времени. Обычно он занимает 10-15 минут. Бывает и так, что сотрудники ритуальной фирмы уже поджидают у подъезда медиков и, убедившись, что в этом доме есть их клиент, спокойно поднимаются в квартиру.

Отметим, что в областном центре, по разным данным, от 34 до 37 таких контор. Для сравнения: ещё лет 12 назад их было всего четыре. Конкуренция в этой сфере высокая и с каждым годом растёт.

Директор ритуальной компании «Ритуал» Ольга Власова в этом бизнесе с 2004 года. Тогда там было 12 человек, сегодня практический каждый из её сотрудников открыл свою контору.

Для того, чтобы открыть ритуальную фирму, нужны определённые документы, автокатафалк, договор с муниципальным «Горритуалсервисом», ИП и, собственно, офис. Хотя сегодня многие не имеют официального и законного офиса, а по закону он должен быть.

Население Белгорода на 1 января 2016 года – 387 тыс. человек. По последним данным, за январь-март 2016 года родилось 1015 человек, а умерло 1082 человека. То есть на одну ритуальную фирму – по 23 человека.

Бизнес, как вы понимаете, прибыльный. За одни похороны ритуальные компании берут в среднем 30 тыс. рублей. Таких заказов у каждой – по 10 в месяц. Иногда реже. Всё зависит от «сезона». Поэтому и конкурировать честно на этом рынке компании не хотят. Борьба идёт в прямом смысле не за жизнь, а за смерть.

Прозвонив десяток ритуальных контор, которые работают без рекламы, а только значатся на «Жёлтых страницах» телефонного справочника, корреспондент ИА «Бел.Ру» ничего нового, кроме как «руководство внезапно уехало по делам или давайте решим вопрос при личной встрече» не услышала. Были и неприкрытые угрозы. Видимо, им есть, за что бороться.

Директор ритуальной компании «Ритуал» Ольга Власова рассказала, что в среднем недобросовестные сотрудники ритуальных фирм платят полиции и скорой от 8 до 12 тыс. рублей за один контакт – адрес людей, у которых произошло горе. Получается, что даже при таких суммах им выгодно платить деньги сторонним людям, которые в курсе дел.

Были случаи: наша бригада, которую вызывали, выезжает на место, а умершего уже забрали. Кто забрал – неясно. Выяснять отношения здесь не будешь. Получается, кто успел, тот и поработал. Обвинять людей тоже не станешь, они находятся в горе, в шоковом состоянии. Мы заявляли в полицию на ритуальную контору, но никакого хода делу не дали. Никто это не контролирует. На своём опыте поняли, что обращаться в органы бесполезно. Ольга Власова директор ритуальной компании «Ритуал»

О том, что полиция и скорая сотрудничают с ритуальными фирмами, знают уже все. Это проблема не Белгорода и отдельно взятого региона, а всей страны. В УМВД России по Белгородской области комментировать этот вопрос отказались.

Мы 100 % не приезжаем так. Мы не работаем с полицией, мы работаем только в интернет-пространстве. Но знаю, что полиция и скорая сбрасывают информацию ритуальным компаниям, и они приезжают. Такое происходит почти во всех городах. Артём Селезнёв директор Белгородской ритуальной компании

Белгородская ритуальная компания обслуживает в месяц около десяти клиентов. Ко всем приезжают только по официальным звонкам и запросам в сети Интернет. Как рассказал директор компании, в Сети себя представляют всего пять ритуальных контор, остальные – в рекламных газетах, часть не делает даже этого. В итоге ритуальным компаниям приходится биться не только за клиентов, но и за место, где их разместить. Тут тоже своя технология.

Недавнее резонансное дело – драка на Хованском кладбище. По предварительной информации, конфликт там произошел из-за распределения территорий обслуживания кладбища. Печально, что это не частный случай Москвы.

Места на городском кладбище «Ячнево» в Белгороде выдаются по знакомым. Нет знакомых – нет места. Хотя, если обращаетесь именно к ним, за определённую сумму место вам найдут. Но получается, что везде борются с бумагой, а у нас её, по-моему, размножают. Была ситуация: обратилась женщина, у которой умерла мама. Маму смогли похоронить. Спустя неделю умер отец. Его похоронить там же – запрет. Даже само Ячнево нарушает закон. По закону, если жена хоронит мужа, второе место выдаётся бесплатно. У нас оно – платное. И нужно доказать родственные отношения. Когда не могут захоронить супругов рядом, это просто противозаконно. Ольга Власова директор ритуальной компании «Ритуал»

До драки в Белгороде дело не доходит, хотя все уже на нервах. В областном центре, по словам Ольги Власовой, с мая прошлого года на городском кладбище нет директора. На заместителя возложена меньшая ответственность, поэтому и претензии можно подать только на имя директора. И тут опять тупик – его нет.

Остаётся надеяться, что в горе и отчаянии люди не бросятся открывать двери незнакомым людям в поисках решения проблемы и утешения. Подходите ко всему взвешенно, ведь сегодня некоторые ритуальные фирмы не лучше мошенников.

Подпишитесь