После начала спецоперации жители села Липцы и посёлка Слобожанское Харьковской области оказались под обстрелами. В этих населённых пунктах находились частные, официально не зарегистрированные приюты (частные передержки). Так как можно было проехать лишь в сторону России, в приграничную Белгородскую область, они попросили помощи у российских волонтёров.
Когда украинские волонтёры приехали в Белгород вместе с сотнями кошек и собак (вывезли более трёхсот животных), белгородцы и москвичи нашли помещения для передержки и купили корм, лекарства, переноски и всё остальное, что необходимо для хвостатых беженцев. Зооволонтёр Елена из посёлка Слобожанское отдала часть животных московским волонтёрам, которые увезли их в московские приюты, а часть кошек и собак осталась в Корочанском районе, где российские волонтёры арендовали дом.
Белгородские волонтёры рассказали «Бел.Ру», что Елена некоторое время пожила в Белгородской области, а затем уехала в Италию к родителям. Отец Елены был при смерти, и она едва успела с ним попрощаться. Сейчас украинка живёт в Италии с мамой, а за её животными ухаживают украинские беженцы, проживающие в Корочанской районе. Российские волонтёры платят украинским беженцам за работу и содержат кошек и собак, эвакуированных из посёлка Слобожанское.
Зооволонтёр Алёна Тулякова из села Липцы в апреле тоже эвакуировалась в Белгород вместе с сестрой Ларисой и родителями. Вместе с семейством приехали более сотни кошек и четыре собаки. Точное количество кошек Алёна назвать не может — помимо тех питомцев, которые были у неё на передержке, ей пришлось забрать животных, брошенных соседями, и она уже сбилась со счёта. Алёна, Лариса и их родители арендовали полдома в Белгороде и поселились там с пятнадцатью кошками, а остальные кошки и собаки сейчас живут в маленьком домике в пригороде.
Домик предоставили белгородские волонтёры. Они же помогают содержать и лечить животных, возят их в ветеринарную клинику. Алёна Тулякова собирает в соцсетях средства на содержание животных и получает негативные отзывы от украинцев, которые возмущаются по поводу того, что она «сотрудничает с россиянами».
Зооволонтёр устала оправдываться и в очередной раз объяснять недовольным, что у её семьи был выбор: погибнуть под обстрелами вместе со своими питомцами или сбежать в Белгород. Дорога на Запад почти постоянно находилась под обстрелом.
В Европу один человек может ввезти не более пяти кошек, а нас всего четыре человека, а кошек — пятьдесят! Ещё пятьдесят мы раздали. Если бы мне предоставили помещение в какой-то европейской стране, я бы поехала. Отдавать кошек в приют, в том числе в европейский, я не хочу — буду сама пристраивать и отслеживать судьбу животных. Кроме того, у меня пожилые родители, отцу требуется лечение.
Алёна Тулякова
Девушка рассказала, что в Белгород они выбрались с большим трудом — не сразу удалось из-за обстрелов. Хорошо, что она заранее купила корм и замороженные продукты, какое-то время они продержались на этих запасах.
Ночью Липцы бомбили, было очень страшно и спать было невозможно. Здесь тоже периодически бахает. Но пока нет возможности уехать. Я пишу в разные общественные организации и надеюсь на помощь.
Алёна Тулякова
Алёна и Лариса пытаются пристроить и остальных кошек и собак, но найти добрые руки очень сложно: если раньше в Белгороде было огромное количество местных бездомышей, то теперь к ним прибавились ещё и животные из Харьковской области. Алёна размещает объявления в соцсетях, но желающие звонят редко, а забирают — ещё реже.
Это проблема всего постсоветского пространства: люди не стерилизуют питомцев, плодят и выкидывают, или отдают кому-нибудь, а те выкидывают. Контроля нет.
Алёна Тулякова
Долго не удаётся пристроить даже красивых и очень ласковых котиков, которые любят обниматься, приучены к лотку и вполне здоровы. Что уж говорить про старых и инвалидов.
Женщинам приходится собирать в соцсетях деньги не только на еду для кошек и собак, но и на аренду жилья, где они живут с родителями и пятнадцатью кошками. Домик в пригороде, где находятся остальные животные, им предоставили бесплатно белгородские волонтёры. В этом же доме живут и кошки с собаками, которых подобрали местные волонтёры.
Желающие помочь Алене Туляковой и ее питомцам могут связаться с ней ей в соцсетях и по телефону:
+79803855267 — номер телефона;
https://t.me/catsteaneedhome — канал приюта в Телеграм;
Белгородский зооволонтёр Евгения Мирчук, которая помогает Алёне Туляковой, за последний месяц пристроила несколько животных из посёлка Казачья Лопань Харьковской области. В периоды, когда было чуть спокойнее, кошек и собак вывозили жители посёлка. Они передавали их Евгении уже на российской территории в посёлке Октябрьском Белгородского района и уезжали обратно.
Люди сбежали после того, как начались обстрелы, кошек и собак оставили соседям и родственникам, которые не эвакуировались. Вот этих животных нам и привозят. Одного кота мы забрали в Белгород, а потом отправили в Германию. Ещё одного тоже скоро отправим. Его хозяйка эвакуировалась в Германию, котик скоро приедет к ней. Но сначала ему нужно выздороветь: по дороге из Казачьей Лопани в Белгород кот вырвался из переноски, напал на овчарку и в драке повредил лапу. Домашний британец никогда не видел собак и был в шоке, когда увидел большое количество животных. Мы забираем из Казачьей Лопани только тех животных, кому уже нашли новых хозяев или у которых есть старые и они готовы их забрать. У нас передержки и приюты переполнены, поселить даже временно некуда!
Евгения Мирчук