Posted 16 августа 2022, 08:30
Published 16 августа 2022, 08:30
Modified 16 августа 2022, 08:30
Updated 16 августа 2022, 08:30
В 2021 году доля импортных непродовольственных товаров составила 75%. Их в РФ завозили в основном контейнерами из Китая. Такая же ситуация наблюдается и сегодня. Контейнеры выбирают из-за простоты перегрузки с одного вида транспорта на другой. Особенно они удобны в случае мультимодальных перевозок. При этом контейнеры нужны не только для международных отправлений, но и для доставки, например, на Дальний Восток.
Эксперты бьют тревогу, что сейчас есть угроза дефицита контейнеров, причём цифры называют разные. Как оказалось, российским собственникам принадлежит только 29% контейнерного парка в стране. Остальное — оборудование морских линий и собственность Китая.
Контейнеры уходят из страны и не возвращаются. Такая ситуация сложилась из-за просевшего на 2,4% импорта в РФ. В то же время морские линии Maersk и MSC — крупнейшие игроки — полностью прекратили поставки в Россию.
Пострадать в конечном итоге вновь должен потребитель, так как из-за проблем с логистикой увеличатся цены на товары. Можно выбрать и другие варианты доставки, однако они, по словам соучредителя Группы компаний «СЛК» Дмитрия Аржаных, огорчат россиян стоимостью и сроками. Так, доставка автотранспортом обойдётся дороже, да и ситуация на погранпереходах ухудшается. Отправление самолётом подходит для небольших партий товара, плюс в этом случае глубина бронирования может занять до двух недель.
Вместе с тем другие эксперты считают, что пока поводов для беспокойства нет. Так, основатель логистической компании «РОКОТТ Транс» Егор Тарасов утверждает, что контейнеры им удаётся находить как для международных, так и внутрироссийских перевозок. Да и дефицита товаров, по его словам, как такового не ощущается.
Другой предприниматель — директор по развитию регионов STS Logistics Владимир Дорохов — говорит о том, что в случае перевозки компактных дорогих вещей логистика оказывает на цену наименьшее влияние. Независимый эксперт Мария Никитина добавляет, что стоимость может увеличиться только из-за дефицита товаров. Сама же логистика, как правило, не превышает 1,5–2% в цене традиционных контейнерных товаров.
Если в России всё же случится тотальный дефицит контейнеров, то пострадают не только потребители, отмечает издание. В стране тогда могут запустить процесс импортозамещения, который продлится долго. Для сравнения: лидер по производству контейнеров Китай выпускает по 400 тыс. TEU в месяц, а РФ может не более 12 тыс. TEU в год. При этом могут возникнуть сложности, например, с рефконтейнерами, в которых перевозят замороженную продукцию. В стране нет их серийного производства, только экспериментальные образцы. Да и с ценой есть проблемы: китайские контейнеры выходят примерно на 100 тыс. рублей дешевле.